В рамках расследования под кодовым названием «Калипсо» были проведены обыски в 14 странах Евросоюза
16.09.2025
В рамках расследования под кодовым названием «Калипсо» были проведены обыски в 14 странах Евросоюза
Европейские прокуроры раскрыли преступную схему, связанную с использованием поддельных документов для ввоза китайских товаров в Европу через греческий порт Пирей.

Европейские прокуроры раскрыли преступную схему, связанную с использованием поддельных документов для ввоза китайских товаров в Европу через греческий порт Пирей. В результате мошенничества бюджет лишился около €700 млн или $820 млн из-за неуплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), сообщает Reuters.
В понедельник, 15 сентября 2025 года, прокуроры предъявили обвинения шести лицам за их предполагаемую причастность к преступным сетям, уточняет Politico.
В рамках расследования под кодовым названием «Калипсо», которое координировала Европейская прокуратура (EPPO), были проведены обыски в 14 странах ЕС. В результате задержаны десять подозреваемых, включая двух таможенных сотрудников. Правоохранительные органы изъяли тысячи электромобилей, электросамокатов и наложили арест на 2435 морских контейнеров в порту Пирей для дальнейшей проверки. Это крупнейшая конфискация контейнеров в Евросоюзе.
По данным EPPO, преступные сети, в основном контролируемые гражданами Китая, действовали как минимум восемь лет. Схема работала по отработанному алгоритму: после прибытия грузов из Китая их стоимость намеренно занижалась или они проходили по ложной тарифной классификации для уклонения от уплаты таможенных пошлин и антидемпинговых сборов. Для этого производились поддельные счета-фактуры и транспортные документы, скрывающие реальный пункт назначения, а также создавалась сеть подставных компаний.
После растаможки товары продавались компаниям в других странах ЕС по схеме, разработанной для уклонения от уплаты НДС. Это позволяло предлагать продукцию, включая текстиль, обувь и электротранспорт, по искусственно заниженным ценам, создавая недобросовестную конкуренцию. Вырученные средства отмывались и переводились обратно в Китай.
На данный момент была вскрыта лишь часть контейнеров, но предполагаемая стоимость их содержимого оценивается в €250 млн. Только по электровелосипедам, которых насчитывается не менее 500 единиц, ущерб оценивается предварительно в €25 млн евро невыплаченных пошлин и €12,5 млн потерянного НДС. В среднем декларировалось лишь 10-15% от реального количества груза в контейнере.
Напомним, в сентябре 2025 года официальные дистрибьюторы и представители ведущих брендов мототехники в России направили в Федеральную таможенную службу коллективные жалобы на резкий рост объёмов «серого» импорта продукции через территории стран Евразийского экономического союза. Одной из распространённых схем незаконного ввоза стала организация поставок через заказы в мессенджерах, которые координируют организованные группы.
Комментарий эксперта Кеплер