Крупные авиакомпании обеспокоены инициативой Минтранса по оснащению ВС системой ЭРА-ГЛОНАСС

Крупные авиакомпании обеспокоены инициативой Минтранса по оснащению ВС системой ЭРА-ГЛОНАСС

Новости / Крупные авиакомпании обеспокоены инициативой Минтранса по оснащению ВС системой ЭРА-ГЛОНАСС
logirus.ru

22.09.2025

Крупные авиакомпании обеспокоены инициативой Минтранса по оснащению ВС системой ЭРА-ГЛОНАСС

«Аэрофлот» и другие крупные авиакомпании выразили обеспокоенность из-за инициативы Минтранса, требующей оснащать дроны и пилотируемые воздушные суда массой от 495 кг оборудованием для идентификации через систему ЭРА-ГЛОНАСС. Авиакомпании считают, что реализация таких требований будет дорогостоящей и технически сложной.

Крупные авиакомпании выразили обеспокоенность инициативой Минтранса, обязывающей оснащать дроны и пилотируемые воздушные суда (ВС) массой от 495 кг оборудованием для идентификации через систему ЭРА-ГЛОНАСС. «Аэрофлот» направил обращение в ведомство с просьбой сделать это требование добровольным, поскольку его реализация для магистральных лайнеров оценивается как минимум в $2 млн за каждый самолёт и займёт несколько лет.

В Минтрансе уточнили, что новая норма не затрагивает крупную авиатехнику, однако в отрасли настаивают на законодательном закреплении чётких критериев во избежание разночтений в будущем.

«Аэрофлот» призвал министерство чётко определить типы воздушных судов, подпадающих под новые поправки об идентификации пилотируемых и беспилотных ВС через ЭРА-ГЛОНАСС.

Требования об оснащении бортовым оборудованием связи, навигации и наблюдения начали действовать с ноября 2024 года, а в августе 2025 года Минтранс разработал дополняющий их проект постановления. Согласно документу, с 1 марта 2026 года гражданские дроны обязаны передавать данные о полётах через ЭРА-ГЛОНАСС в реальном времени.

В тексте проекта также указано, что пилотируемые воздушные суда с максимальной взлётной массой свыше 495 кг должны быть оборудованы средствами наблюдения, обеспечивающими передачу идентификационного индекса, категории ВС, высоты и координат — напрямую или через информационные системы владельцев.

В отзыве юридического департамента «Аэрофлота» на проект постановления, направленном в Минтранс, подчёркивается, что оснащение лайнеров оборудованием для передачи данных в систему ЭРА-ГЛОНАСС будет технически сложным и дорогостоящим.

По оценкам экспертов, финансовые затраты на каждое воздушное судно составят от $2 млн, а сроки реализации могут достигать трёх лет. В связи с этим авиакомпания предложила закрепить норму об обязательной передаче данных только при наличии технической возможности.

«Аэрофлот» отказался от дополнительных комментариев, а Smartavia поддержала его позицию, указав на невыполнимость задачи. Представители ещё пяти авиакомпаний сообщили о намерении обратиться в АЭВТ для получения разъяснений по требованиям Минтранса.

Основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков согласен, что документ должен чётко разграничивать требования для разных категорий воздушных судов, устанавливая предельные значения для ВС от 450 кг.

По словам эксперта, затраты в $2 млн объективно отражают стоимость интеграции иностранных навигационных систем и датчиков с российской информационной системой, причём основную долю составят испытания на электромагнитную совместимость и сертификация изменений.

Директор компании «RuDrones» Дмитрий Дацыков пояснил, что самолёты используют для навигации спутниковые системы GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и Galileo, передавая данные через систему ADS-B. В то же время ЭРА-ГЛОНАСС работает через GSM-модемы, что создаёт две основные проблемы: GSM-трекеры не функционируют на высотах около 11 тыс. метров, а антенны сотовых вышек рассчитаны на приём сигнала лишь до 150 метров.

В Минтрансе заявили, что новые требования не касаются «Аэрофлота» и других перевозчиков и не предполагают дооснащения воздушных судов тяжелее 15 тыс. кг.

Тем не менее, источник «Ъ» в АЭВТ настаивает, что проект требует доработки для однозначного понимания всеми участниками рынка.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!