Сбер завершил сделку по продаже аптечного бизнеса «Еаптека»
23.09.2025
Сбер завершил сделку по продаже аптечного бизнеса «Еаптека»
Сбер продал свой аптечный бизнес «Еаптека». Сооснователь Data Insight Фёдор Вирин считает, что это событие подводит черту под длительным периодом работы банка на рынке аптечной розницы.

Сбер завершил сделку по продаже своего аптечного бизнеса «Еаптека». Это событие, по мнению сооснователя Data Insight Фёдора Вирина, подводит черту под длительным периодом работы банка на рынке аптечной розницы, который в последние годы переживает глубокий системный кризис.
Проблемы аптечного ритейла возникли на фоне устойчивого роста рынка фармдистрибуции, подчеркнул эксперт. Этот рынок стабильно показывает хорошие результаты, особенно с начала пандемии коронавируса, то есть с 2020 года. В то время как аптечная розница остаётся одним из самых зарегулированных и при этом низкомаржинальных сегментов. Государство жёстко ограничивает ассортимент, а низкий порог входа, поддерживаемый производителями и дистрибьюторами, исторически не способствовал внедрению инноваций, поясняет Фёдор Вирин.
Как следствие, аптечные сети значительно отстают от общего ритейла по уровню технологического развития, форматам магазинов, качеству выкладки и подготовке персонала, добавил эксперт. В результате аптеки оказались в ситуации, напоминающей низкомаржинальные пункты выдачи заказов (ПВЗ), но с несопоставимо более высокими операционными затратами на содержание каждой точки.
Выход из кризиса Вирин видит в двух направлениях: радикальной оптимизации операционных расходов и наращивании дополнительных продаж. Однако оба пути наталкиваются на регуляторные барьеры. Требования к обязательному наличию провизора, который по статусу не является продавцом, и запрет на работу обычных продавцов в аптеках серьёзно ограничивают возможности для манёвра, считает эксперт.
Текущая экономическая ситуация усугубляет эти структурные проблемы. На фоне роста цен на медпрепараты от 16% до 19% потребители начали активно переходить на более дешёвые аналоги, особенно в категориях товаров «по случаю»: витаминов, обезболивающих и мазей. При этом хроническим больным менять терапию сложно даже в рамках одного действующего вещества. Это привело к тому, что номинальный рост средней онлайн-корзины всего на 2% маскирует массовое замещение брендов и отказ от необязательных покупок, резюмировал Фёдор Вирин.
Напомним, по оценкам RNC Pharma, в январе — июне 2024 года через интернет с доставкой было продано менее 1% от общего объёма аптечной розницы. Только 14% аптечных сетей предлагают доставку безрецептурных препаратов, доставку рецептурных лекарств — лишь 2%. Основная причина — в убыточности таких сервисов из-за высокой стоимости логистики.
Комментарий эксперта Кеплер