Франция развернёт сеть многофункциональных радаров с ИИ для контроля дорожного движения
20.10.2025
Франция развернёт сеть многофункциональных радаров с ИИ для контроля дорожного движения
К 2030 году во Франции планируется завершить развёртывание сети многофункциональных радаров с искусственным интеллектом для систематического контроля дорожного движения и фиксации различных нарушений.

К 2030 году Франция завершит развёртывание сети многофункциональных радаров с искусственным интеллектом, которые будут систематически контролировать дорожное движение, фиксируя широкий спектр нарушений – от скорости до использования телефона и несоблюдения дистанции, сообщает издание Trasporto Europa.
Организация по безопасности дорожного движения Франции La Sécurité Routière запустила масштабный план по расширению сети многофункциональных радарных комплексов. Программа предполагает, что к 2030 году применение искусственного интеллекта в дорожном контроле станет систематическим. Власти намерены добиться сплошного покрытия дорог устройствами, способными одновременно фиксировать несколько типов нарушений, чтобы повысить эффективность надзора и снизить аварийность.
Уже к концу 2024 года в стране было установлено более 1200 радаров типа «Fusion 2». Эти системы могут отслеживать десятки автомобилей на нескольких полосах движения, используя камеры высокого разрешения и алгоритмы анализа поведения. Технология позволяет выявлять такие нарушения, как превышение скорости, использование телефона за рулём, непристёгнутый ремень безопасности и запрещённые обгоны. Парк таких систем будет быстро расти за счёт обновления мобильных радаров и так называемых «радар-автомобилей» в рамках проекта «Dexter», который также предусматривает приватизацию управления этим оборудованием и модернизацию автопарка.
Помимо «Fusion 2», Франция готовится к внедрению новых типов контрольных устройств. В их число входят усовершенствованные городские радары, многозоновые комплексы для расчёта средней скорости на протяжённых участках трасс, а также датчики с технологией 3D-лидаров. Последние способны не только различать типы транспортных средств, что особенно актуально для логистического сектора, но и автоматически проверять соблюдение безопасной дистанции между грузовиками. Инновационный план властей определяет три модели развёртывания городских радаров, которые будут сосуществовать: государственные, муниципальные и частные.
Столь быстрое расширение систем видеонаблюдения на основе ИИ спровоцировало во Франции серьёзные правовые дебаты. Как отмечает адвокатское объединение Hello Avoca, власти настаивают на том, что системы не собирают прямые биометрические данные. Однако ряд независимых экспертов указывают, что распознавание поведенческих паттернов водителя может быть приравнено к сбору биометрии по смыслу Европейского регламента о защите данных (GDPR). Правовая основа для массового внедрения таких технологий была заложена после разрешения «алгоритмической слежки» в ходе крупных событий, таких как Олимпийские игры. Теперь этот подход распространяется на всю дорожную сеть. Конституционный совет Франции (Conseil Constitutionnel) уже установил обязательное условие для работы систем: человеческий контроль над алгоритмами и строгие временные ограничения на хранение записей.
В связи с этим у транспортных компаний и водителей сохраняются определённые права. Граждане и юридические лица имеют право быть проинформированными о месте установки радаров, получать доступ к своим данным, требовать их исправления или удаления, а в предусмотренных законом случаях – заявлять возражения против их обработки. Срок хранения записей ограничен, однако в случае выявления нарушения данные сохраняются в материалах дела до его окончательного закрытия. В случае спора с властями участник движения может обратиться в Национальную комиссию по информатике и свободам (Cnil) или использовать инструменты юридической защиты, которые предлагают специализированные платформы.
Расширение систем контроля уже оказывает заметное влияние на поведение водителей. Исследование, проведённое в 2024 году, показывает, что 78% французских автомобилистов выражают обеспокоенность распространением этих технологий. Более 62% респондентов признались, что меняют стиль вождения при виде «умных» радаров, а почти каждый третий заявил, что сознательно отказывается от некоторых поездок из-за опасений чрезмерной отслеживаемости. Первые испытания акустических радаров, призванных штрафовать владельцев слишком шумных транспортных средств, выявили другую проблему: высокий процент ошибок и, как следствие, массовые обжалования выписанных штрафов.
Напомним, в России готовится запуск автоматизированного контроля наличия полисов ОСАГО с использованием дорожных камер фотовидеофиксации. Ориентировочной датой начала эксперимента называют 1 ноября 2025 года, однако более вероятный срок для полноценного запуска системы – начало 2026 года.
Комментарий эксперта Кеплер