Средние сроки первого владения грузовым транспортом сократились на 20%
23.10.2025
Средние сроки первого владения грузовым транспортом сократились на 20%
По данным агентства НАПИ, в 2025 году средний срок владения грузовиками массой от 6 тонн упал до 41 месяца, тягачами – до 34 месяцев, самосвалами – до 37 месяцев. При этом сроки первого владения грузовыми автомобилями некоторых иностранных марок выросли.
По данным агентства НАПИ в 2023 году транспортные компании эксплуатировали коммерческие автомобили (массой от 6 т) в среднем в течение 49 месяцев, седельные тягачи – 45 месяцев, самосвалы – 46 месяцев. В 2024 году средний срок владения в разных сегментах рынка снизился на 4-8 месяцев.
За семь месяцев 2025 года средний срок владения грузовиками массой от 6 тонн упал до 41 месяца, тягачами – до 34 месяцев, самосвалами – до 37 месяцев. Также в 2025 году выросли сроки первого владения грузовыми автомобилями итальянских (70 месяцев), корейских (68 месяцев), французских (62 месяца), японских (61 месяц) и нидерландских (53 месяца) марок. При этом срок владения грузовиками российских марок остаётся таким же, как в 2024 году – 54 месяца.
Наибольший средний срок владения в текущем году среди седельных тягачей наблюдается у автомобилей японских марок (104 месяца), а среди самосвалов – у грузовиков итальянских марок (96 месяцев). С 2022 года компании начали активнее закупать и эксплуатировать китайские грузовики, срок владения которыми составил 19 месяцев.
Александр Грищенко, директор Департамента транспортной логистики международной транспортной группы «Транзит», считает, что рынок грузоперевозок переживает период серьёзных изменений, на котором формируется новая конкурентная среда. Сложившаяся ситуация открывает перед российскими производителями хорошие перспективы.
Российские перевозчики стали быстрее избавляться от грузовиков. На ситуацию повлияли, как минимум, две заметных тенденции. Во-первых, перевозчики до последнего используют ресурсы проверенных транспортных средств иностранных марок. А во-вторых, несмотря на непростые условия, сложившиеся на рынке, многие компании продолжают программы обновления автопарка. В первом случае срок владения качественной азиатской и европейской техникой значительно вырос.
Быстрое обновление касается китайских грузовиков, которые массово пришли на рынок после 2022 года. Средний срок владения ими – всего 19 месяцев. Именно этот новый, огромный и быстро обновляемый сегмент и «тянет» общую среднюю цифру вниз. Эти автомобили часто возвращают из лизинга преждевременно.
Дмитрий Кондраков, руководитель отдела продаж компании «ААА Траксервис» (официальный дилер MAN, Sinotruk, JAC, Isuzu, Hyundai и Ambertruck), считает, что основная причина снижения срока владения грузовыми транспортными средствами связана с резким падением рынка перевозок, составившее в 2025 г. порядка 30 %. Кроме того, произошло снижение тарифов на перевозки примерно на 20 %. Всё это привело к тому, что многие компании не справились с долговой нагрузкой и были вынуждены вернуть полученные автомобили в лизинговые компании или выставить на продажу, чтобы не работать в «минус».
Комментарий эксперта Кеплер