Крупнейшие итальянские транспортные и логистические ассоциации предупреждают о рисках для европейской логистики
28.10.2025
Крупнейшие итальянские транспортные и логистические ассоциации предупреждают о рисках для европейской логистики
Ассоциации предупреждают о системных рисках для европейской логистики из-за политики декарбонизации ЕС. На форуме Conftrasporto-Confcommercio представлены данные о значительном росте издержек и перекосах в конкуренции из-за системы торговли выбросами (ETS).
Крупнейшие итальянские транспортные и логистические ассоциации предупреждают о системных рисках для европейской логистики, вызванных политикой декарбонизации ЕС, сообщает издание Trasporto Europa.
На 10-м форуме Conftrasporto-Confcommercio в Риме, состоявшемся 22 октября 2025 года, были представлены данные, количественно оценивающие экономическое и операционное воздействие Системы торговли выбросами (ETS) и её предстоящего расширения ETS2. Собранные Freight Insights Observatory при поддержке Национального центра устойчивой мобильности (MOST) и Фонда изучения экономики логистики и инфраструктуры (CSELI) сведения указывают на значительные перекосы в конкуренции и рост издержек.
В 2025 году ETS, регулирующая выбросы морского транспорта, принесла Евросоюзу доход от €6 до €8 млрд. Однако механизм применяется исключительно к рейсам с заходом в порты ЕС, что уже сегодня стимулирует судоходные линии использовать перевалку грузов через североафриканские порты для минимизации затрат. По оценкам Freight Insights Observatory, экономия при обходе европейских портов составляет около €50 за 40-футовый контейнер. Для судна вместимостью 10 000 TEU это эквивалентно €500 тыс. сбережений за один рейс без швартовки в Европе.
Для маршрутов с Дальнего Востока дополнительная стоимость ETS оценивается в €75 за контейнер как для Средиземноморского, так и для Северного направления. Порты, обслуживаемые фидерными судами, столкнутся с дополнительной нагрузкой в €30 за контейнер. В сегменте ро-ро разрыв в издержках также становится существенным. К примеру, на маршруте «Равенна-Катания» разница морской перевозки единицы груза сейчас составляет €43 по сравнению с автомобильной. С 2027 года, когда ETS и ETS2 заработают в полную силу, эта разница увеличится до €61 за единицу. В итоге общая стоимость морской перевозки достигнет €143, в то время как автомобильная составит €82.
Расширение системы ETS2, запланированное на 2027 год, введёт платежи за выбросы от автомобильного транспорта. Прогнозы Freight Insights Observatory указывают, что национальный доход Италии от этого механизма может составить от €2 до €3 млрд в год. Это повлияет на розничную цену дизельного топлива, увеличив её примерно на €0,3 за литр, что означает рост для конечного потребителя на 20%. Совокупный эффект от ETS2 и существующих акцизов может полностью нивелировать компенсационные выплаты, которыми сейчас пользуются автоперевозчики, что напрямую ударит по конкурентоспособности всего сектора.
В ответ на эти вызовы Ассоциация Conftrasporto-Confcommercio представила пакет конкретных предложений для правительства. Ключевым требованием стало полное реинвестирование доходов от ETS в меры поддержки логистического сектора, а также обеспечение единообразия правил для всех средиземноморских портов. Ассоциация настаивает на исключении островных маршрутов, включая крупные острова, из-под действия ETS. Доходы от ETS2, по мнению ассоциации, следует перераспределить на поддержку обновления автопарка и сдерживание цен на топливо. Также предлагается стимулировать покупку автомобилей с низким уровнем выбросов на основе принципа технологической нейтральности и ускорить развитие инфраструктуры для альтернативных видов топлива.
Президент Conftrasporto и вице-президент Confcommercio Паскуале Руссо заявил о необходимости срочного диалога с правительством. Так как текущая экологическая политика рискует превратиться в обычный налог на бизнес, не обеспечивая при этом реального прогресса в области экологической устойчивости.
Напомним, в ноябре 2023 года правительства Греции, Кипра, Италии, Испании, Мальты, Португалии, Хорватии направили совместное обращение в Европейскую комиссию с призывом отложить вступление в силу решения о распространении действия Системы торговли выбросами парниковых газов (Emissions Trading System, ETS) на индустрию морских перевозок. Они уже тогда заявляли, что эта мера повлечёт за собой отток грузов из европейских портов. В числе перспективных бенефициаров называются марокканский порт Танжер-Мед и египетский Порт-Саид.
Комментарий эксперта Кеплер