Депутаты внесли в Госдуму законопроект об освобождении бизнеса от утилизационного сбора
30.10.2025
Депутаты внесли в Госдуму законопроект об освобождении бизнеса от утилизационного сбора
Законопроект направлен на устранение правовой коллизии, которая снижает эффективность таможенных инструментов. Инициатива затрагивает три ключевые процедуры: таможенного склада, переработки на таможенной территории и свободного склада.
Депутаты внесли в Госдуму законопроект, который освободит бизнес от уплаты утилизационного сбора при ввозе в страну шасси, самоходных машин и прицепов к ним, если эти товары помещают под специальные экономические таможенные процедуры.
Документ, датированный 28 октября 2025 года, направлен на устранение правовой коллизии, которая, по мнению разработчиков, снижает эффективность таможенных инструментов, изначально созданных для поддержки промышленности.
Инициатива затрагивает три ключевые процедуры: таможенного склада, переработки на таможенной территории и свободного склада. Их экономический смысл заключается в том, что компании могут ввозить иностранные товары без немедленной уплаты таможенных пошлин и налогов. Это позволяет создавать складские запасы комплектующих для последующего производства или сборки, не отвлекая значительные оборотные средства на таможенные платежи. Однако действующая редакция закона «Об отходах производства и потребления» не учитывает специфику этих процедур и обязывает импортёров платить утилизационный сбор сразу при ввозе, что лишает их главного финансового преимущества.
Эксперты, стоящие за законопроектом, указывают на фундаментальное противоречие. Утилизационный сбор, согласно пояснительной записке, предназначен для экономического обеспечения будущей утилизации транспортных средств, уже находящихся в обращении на территории России и утративших потребительские свойства. Однако товары, помещённые под процедуры таможенного склада, переработки или свободного склада, legally не считаются выпущенными в свободное обращение. Они сохраняют статус иностранных товаров, и их использование по прямому назначению на внутреннем рынке запрещено. Таким образом, взимание сбора на их утилизацию на этом этапе теряет свой первоначальный смысл.
Особую проблему создаёт отсутствие в текущем законодательстве механизма возврата утилизационного сбора. Это становится критичным, если операции по этим таможенным процедурам завершаются не выпуском товаров на внутренний рынок, а их реэкспортом. К примеру, компания ввозит шасси по процедуре переработки, собирает из них готовую машину и затем вывозит её за рубеж. Утилизационный сбор, уплаченный при ввозе комплектующих, ей не возвращается, что существенно увеличивает стоимость экспортной продукции и подрывает конкурентоспособность российских производителей на внешних рынках.
Законопроект призван устранить эти барьеры. В случае его принятия, необходимость уплаты утилизационного сбора будет возникать только в тот момент, когда готовые транспортные средства будут выпускаться для внутреннего потребления, то есть фактически поступать на российский рынок. Это приведёт нормы экологического законодательства в соответствие с логикой таможенного регулирования и восстановит экономическую целесообразность использования льготных таможенных процедур.
Для компаний, занятых в сборочном производстве и экспорте техники, данная мера может стать значительным стимулом, высвобождающим капитал для инвестиций в развитие и повышающим гибкость логистических цепочек.
Напомним, рассчитанная до 2030 года шкала индексации сбора, действующая более года, должна была обеспечить автопрому предсказуемость. Минпромторг рассчитывал, что ежегодное повышение ставок на 10–20% создаст условия для реализации совместных проектов и локализации. Однако сентябрьские инициативы ведомства, меняющие принципы расчёта платежа, эту стабильность нарушили. По новым правилам, сбор будет зависеть не только от объёма двигателя и года выпуска, но и от мощности. Для физических лиц льготные коэффициенты сохранятся только для машин мощностью менее 160 л. с.
Комментарий эксперта Кеплер