Разная динамика рынков коммерческого транспорта в ЕС и России
06.11.2025
Разная динамика рынков коммерческого транспорта в ЕС и России
Крупнейшие рынки коммерческого транспорта в Европейском союзе и России демонстрируют разнонаправленную динамику в первые девять месяцев 2025 года. Европейский рынок показывает умеренное снижение, а российский переживает обвальное падение.
Крупнейшие рынки коммерческого транспорта в Европейском союзе и России демонстрируют разнонаправленную динамику в первые девять месяцев 2025 года. Если европейский рынок показывает умеренное снижение на 8,2%, то российский переживает обвальное падение, превышающее 50% в ключевых сегментах.
В Европейском союзе общий спад регистраций коммерческого транспорта составил 8,2%, что отражает давление экономической неопределённости на корпоративные инвестиции, сообщает издание Trasporto Europa. На основных национальных рынках сохраняется негативная тенденция: во Франции падение достигло 8,3%, в Италии — 6,1%, в Германии — 6%. Испанский рынок стал исключением с ростом 13,3%, но не смог компенсировать общеевропейское снижение.
На этом фоне российский рынок среднетоннажных грузовых автомобилей (MCV) показал падение на 46% до 8,7 тыс. единиц. По словам директора «Автостата» Сергея Целикова, тревогу вызывает не только масштаб снижения, но и сохранение негативной динамики осенью. В сентябре было реализовано всего 858 MCV — на 7% меньше, чем в августе и на 51% ниже, чем в сентябре прошлого года.
В сегменте тяжёлой коммерческой техники расхождения ещё более значительны. Европейский рынок грузовиков полной массой свыше 3,5 тонн сократился на 9,8%, при этом в Германии падение составило 17,9%, во Франции — 13,4%. Российский рынок крупнотоннажных грузовых автомобилей (HCV) обвалился на 57,4% до 32 868 единиц. Динамика по кварталам демонстрирует усиление спада: если в 1-м квартале падение составляло 47,9%, то во 2-м квартале — уже 63,6%, а в 3-м квартале — 60%.
Структурные изменения на европейском рынке указывают на активный переход к альтернативным силовым установкам. Дизельные лёгкие коммерческие автомобили, сохраняя 81,7% рынка, сократили продажи на 11,4%. Электрические фургоны удвоили свою долю с 5,7% до 10,2%, а гибридные модели увеличили присутствие до 2,6%. В сегменте тяжёлых грузовиков электромобили нарастили долю с 2,1% до 3,8%, причём основные продажи приходятся на Нидерланды, Германию и Францию.
В России наиболее значительное снижение наблюдается среди бортовых версий MCV — на 62%, а продажи фургонов упали на 50%. Целиков отмечает, что продажи китайских автомобилей сокращаются более стремительно, чем российских моделей. Это контрастирует с европейской практикой, где технологический переход происходит при активной государственной поддержке и развитой инфраструктуре.
Различная глубина кризиса на двух рынках свидетельствует о фундаментальных различиях в структуре спроса и адаптационных возможностях логистических компаний.
Напомним, импорт новых грузовых автомобилей в Россию в сентябре 2024 года сократился в 20 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным агентства «АВТОСТАТ», в страну завезли лишь 643 новые машины полной массой свыше 3,5 тонн против 12,6 тысяч штук в сентябре 2023 года.
Комментарий эксперта Кеплер