Росавтодор формирует единую цифровую экосистему на базе СКДФ
18.11.2025
Росавтодор формирует единую цифровую экосистему на базе СКДФ
Федеральное дорожное агентство разрабатывает единую цифровую экосистему для дорожной отрасли на основе существующей системы контроля дорожных фондов (СКДФ). Стратегия включает пять ключевых направлений и внедрение искусственного интеллекта.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) формирует единую цифровую экосистему на базе существующей Федеральной государственной информационной системы контроля дорожных фондов (СКДФ). Стратегию развития экосистемы, включающую пять ключевых направлений и внедрение искусственного интеллекта, представил заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Антон Журавлев на форуме.
По словам эксперта, центральная платформа должна обеспечить снижение человеческого фактора, повышение эффективности и прозрачности процессов в дорожной отрасли. СКДФ выбрана как основа экосистемы, поскольку её работа закреплена законодательно и обеспечена нормативно-регулирующими документами, что гарантирует её устойчивость. Журавлев подчеркнул, что новая система будет взаимодействовать с другими разработками Минтранса, в том числе с такими как создаваемая Национальная транспортно-логистическая платформа.
В целевой модели развития СКДФ Росавтодор выделяет пять стратегических направлений:
- Управление шестилетним планом объектов капитального строительства, включая ключевые стройки и реконструкции на дорогах федерального и регионального значения.
- Интеграция с национальным проектом «Инфраструктура для жизни», что позволит контролировать полный жизненный цикл объектов: от строительства и капремонта до содержания.
- Создание в составе СКДФ модуля управления опорной сетью автомобильных дорог.
- Развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
- Цифровизация управления объектами придорожной инфраструктуры, включая земельно-имущественные отношения и развитие сервиса.
Пользователями платформы являются граждане, органы власти субъектов РФ, Федеральное дорожное агентство, Росавтодор, Минтранс и контрольно-надзорные органы, которые уже используют СКДФ как инструмент для снижения административных издержек.
Все процессы в экосистеме выстраиваются вокруг жизненного цикла автомобильной дороги, который делится на два этапа: создание объекта (проектирование и строительство) и эксплуатация (содержание, капремонт, ремонт и диагностика). Ключевой задачей на этапе проектирования и строительства становится внедрение технологии информационного моделирования (ТИМ).
Для безбумажного взаимодействия между всеми участниками — от заказчика и подрядчика до строительного контроля и Главгосэкспертизы — необходимо создание среды общих данных. Это позволит перейти от работы со сканированными PDF-документами к управлению «живыми» атрибутивными данными.
Отдельный потенциал Журавлев видит в роботизации производственных процессов, включая применение беспилотной техники и дронов для диагностики искусственных сооружений и анализа работ по содержанию дорог. Ещё одним ресурсом для отрасли станут результаты космической деятельности, в частности, данные дистанционного зондирования Земли для мониторинга строительства, содержания и безопасности дорожного движения.
Что касается искусственного интеллекта, то в Росавтодоре рассматривают его не как универсальное решение, а как инструмент, который должен быть встроен в различные аспекты дорожной деятельности. Эксперт выделил четыре основных направления применения ИИ:
- Анализ видеопотока для выявления дефектов полотна и инфраструктуры, а также для управления трафиком.
- Анализ текстов для создания документов и проверки проектной документации.
- Использование голосовых помощников.
- Предиктивная аналитика для прогноза состояния дорог и мостов.
Конкретными задачами для ИИ станут выявление нарушителей, в том числе со скрытыми номерными знаками, и оценка уровня безопасности дорожного движения.
Комментарий эксперта Кеплер