Правительство России рассматривает возможность отказа от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали
03.12.2025
Правительство России рассматривает возможность отказа от строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали
Вице-премьер Виталий Савельев указал на нецелесообразность строительства ключевых участков Севсиба из-за его колоссальной стоимости.
Правительство России рассматривает возможность отказа от реализации грандиозного инфраструктурного проекта – Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб).
Как стало известно «Коммерсанту», вице-премьер Виталий Савельев в письме на имя президента Владимира Путина указал на нецелесообразность строительства ключевых участков: от Нижневартовска до Белого Яра и от Таштагола до китайского Урумчи. Основной причиной называется колоссальная стоимость проекта, предварительно оценённая в 50 трлн рублей из-за чрезвычайно сложных геологических условий на трассе.
Это решение принимается на фоне существенного сокращения инвестиционной программы ОАО «РЖД»: на 2026 год инвестиции не превысят 1 трлн рублей против 1,49 трлн в 2024-м. Обсуждение инвестиционной программы компании запланировано на 11 декабря 2025 года.
Отказ от Севсиба ставит под вопрос создание комплексной логистической инфраструктуры для Северного морского пути (СМП). Проект, фигурировавший в стратегических документах с 2008–2009 годов, предполагал строительство около 2 тысяч километров путей, которые должны были соединить Транссиб с СМП и создать новый экспортный коридор в Китай через Алтай.
Эксперты подчёркивают, что без Севсиба привлечь на Северный морской путь значительную часть планируемой грузовой базы будет невозможно. Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин считает, что к концу 2028 года приступить к работам необходимо, иначе СМП не получит должного сухопутного обеспечения.
Севсиб становится уже вторым крупным железнодорожным проектом в арктическом направлении, столкнувшимся с финансовыми трудностями. Ранее был перенесён на 2027–2031 годы Северный широтный ход (СШХ) стоимостью около 730 млрд рублей, призванный соединить Салехард и Надым.
Таким образом, формирование единой опорной транспортной сети для развития Арктики и Сибири замедляется, оставляя без инфраструктурного каркаса ключевые грузопотоки.
Комментарий эксперта Кеплер