Рынок автомобильных грузоперевозок в России готовится к умеренному росту в 2026 году
03.12.2025
Рынок автомобильных грузоперевозок в России готовится к умеренному росту в 2026 году
Эксперты прогнозируют рост рынка автомобильных грузоперевозок в России на 3% в 2026 году. Это связано с восстановлением баланса спроса и предложения, повышением тарифов и сокращением излишков техники.
Рынок автомобильных грузоперевозок в России готовится к умеренному росту в 2026 году на фоне восстановления баланса спроса и предложения, повышения тарифов и сокращения излишков техники. По оценкам экспертов, отрасль может вырасти примерно на 3%, что в денежном выражении составит около 2,73 трлн рублей. Ключевые участники рынка связывают дальнейшую динамику с монетарной политикой регулятора и состоянием внутреннего спроса.
Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов отметил, что восстановление баланса началось уже в конце 2025 года. Индикатор ATrucks, фиксирующий соотношение доступного транспорта и грузов, достиг нейтрального значения +6. Одновременно тарифы на перевозки к декабрю выросли на 13,4% по сравнению с октябрём, составив в среднем 74,7 рубля за километр без учёта НДС.
Косвенным подтверждением оживления рынка стала активность лизингового сектора. Как сообщил руководитель комитета по автолизингу Объединённой лизинговой ассоциации Александр Николаенко, в четвёртом квартале 2025 года крупные игроки начали активно продавать накопленные стоки техники. Объём реализации в топ-10 компаниях превысил показатель по изъятиям на 10%. Это привело к заметному удорожанию подержанной техники: к началу декабря средняя стоимость седельного тягача с пробегом 100 тыс. км из лизингового стока выросла на 18,4% по сравнению с августом, достигнув 4,5 млн рублей.
По прогнозам Александра Николаенко, к концу первого квартала 2026 года совокупный объём стока лизинговых компаний может сократиться более чем вдвое — с 20 до 8–10 тысяч единиц.
Взгляд логистических операторов на перспективы 2026 года варьируется от умеренного до уверенно позитивного. Заместитель генерального директора группы ПЭК Андрей Мякин представил три возможных сценария. Пессимистичный вариант, предполагающий рост ключевой ставки и снижение деловой активности, тем не менее, всё равно допускает рост спроса на перевозки до 3% благодаря плановому наращиванию мощностей в промышленности и АПК. Нейтральный сценарий, который в ПЭК считают наиболее вероятным для первой половины года, подразумевает сохранение ключевой ставки на текущем уровне и рост спроса до 7%. Оптимистичный прогноз на вторую половину 2026 года связан с ожиданием снижения ставки до 13%, что удешевит кредитование и стимулирует инвестиции в производство и ритейл. В этом случае, по расчётам компании, спрос на перевозки может вырасти до 16%.
Комментарий эксперта Кеплер