Российский рынок ритейла и логистика: прогноз на 2026 год

Российский рынок ритейла и логистика: прогноз на 2026 год

Новости / Российский рынок ритейла и логистика: прогноз на 2026 год
logirus.ru

10.12.2025

Российский рынок ритейла и логистика: прогноз на 2026 год

Партнер Data Insight Федор Вирин считает, что российский рынок ритейла и связанная с ним логистика останутся в фазе полноценного кризиса весь 2026 год.

Российский рынок ритейла и связанная с ним логистика останутся в фазе полноценного кризиса, с высокой долей вероятности, весь 2026 год. Такое мнение высказал партнер Data Insight, сооснователь EW Club Федор Вирин в своем Telegram-канале.

Основная проблема заключается в том, что многолетняя модель роста за счет расширения рынка исчерпала себя, считает эксперт. Теперь компании могут удержаться на плаву только за счет перераспределения существующего, сокращающегося объема денег, что требует агрессивного отъема доли у конкурентов. Это фундаментально меняет правила игры, привычные для бизнеса за последнюю четверть века, уверен Вирин.

Эксперт отмечает, что традиционные подходы, основанные на увеличении операционной активности, перестают работать, так как интенсивно работать пытаются все участники рынка. Ситуация требует кардинально иных стратегий. Кризис середины 2020-х годов обнажает и ускоряет глубинные структурные изменения в обществе и экономике, которые в иных условиях растянулись бы на десятилетие. По мнению Вирина, выход из ситуации лежит за пределами текущей операционной деятельности и может включать допрофилирование или полное перепрофилирование бизнеса – так называемый pivot (смена бизнес-модели, продукта или сферы деятельности стартапа).

Текущий спад усугубляется тем, что высокая ключевая ставка Банка России наложилась на целый ряд застарелых проблем и структурных сдвигов, рассуждает Вирин. В разных товарных категориях складывается свой «идеальный шторм». Например, рынок детских товаров страдает из-за глубокой демографической ямы. В секторе электроники совпали несколько факторов: насыщение рынка базовой техникой, замедление темпов технологических инноваций, массовый переход потребителей с компьютеров на смартфоны и снижение объемов строительства, которое ведет к падению спроса на крупную бытовую технику. Розница в сегменте одежды столкнулась с последствиями глобального потепления и аномально дождливой погодой, что изменило сезонные модели покупок.

Фундаментальной проблемой для всего потребительского рынка стало изменение поведения покупателей. У населения нет доступных кредитов, реальные доходы не демонстрируют уверенного роста. В структуре потребительских расходов устойчиво растет доля трат на продукты питания, вытесняя все остальные категории товаров. Оправданного спроса, который был бы следствием позитивных изменений в социуме или экономике, в данный момент не наблюдается. Простое стимулирование продаж существующих товаров не дает эффекта.

В этой связи Федор Вирин видит возможные векторы адаптации. Одним из направлений может стать фокус на производство или дистрибуцию категорий с относительно небольшим падением, таких как товары для спорта. Другим, более радикальным путем является переиспользование освобождающихся розничных площадей, например, под развлекательные форматы. При этом эксперт предостерегает от инвестиций в общепит, который также переживает значительный спад.

Ключевыми вопросами для формирования стратегии на 2026-2027 годы эксперт называет переиспользование накопленных бизнес-практик, существующей клиентской аудитории и технологических заделов для запуска совершенно новых бизнес-направлений.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!