Прогноз сокращения объёма контейнерных перевозок в России
11.12.2025
Прогноз сокращения объёма контейнерных перевозок в России
Директор по внешнеэкономической деятельности ООО «ТНК» Никита Ананьин представил прогноз сокращения объёма контейнерных перевозок в России на 5% по итогам 2025 года.
Объём контейнерных перевозок в России по итогам 2025 года может сократиться на 5%. Такой прогноз представил Никита Ананьин, директор по внешнеэкономической деятельности ООО «ТНК», выступая на конференции.
По словам эксперта, несмотря на рост в 4% за 11 месяцев 2025 года, итоговый результат года, вероятно, окажется отрицательным. Снижение коснётся прежде всего гружёных контейнеров, где падение оценивается примерно в 7%.
Внутри сектора динамика крайне неоднородна: транзит рухнул почти на 17% из-за сокращения перевозок белорусских удобрений и китайских грузов в Европу. Импорт снизился на фоне общего ухудшения состояния экономики, а также резкого падения ввоза автомобилей и автокомпонентов в РФ. Экспорт показал незначительный рост лишь в нескольких сегментах — бумага, цветные металлы и химия, причём рост поставок бумаги связан исключительно с эффектом низкой базы 2024 года.
Ананьин подчеркнул, что ключевые драйверы рынка — пять групп грузов, формирующих более половины перевозок, — демонстрируют несбалансированность и высокую уязвимость. Экспорт лесоматериалов и удобрений напрямую зависит от курса рубля, и его укрепление снижает маржинальность поставок. Динамика импорта промтоваров целиком определяется покупательной способностью населения. Наиболее сбалансированной выглядит группа химикатов и соды, где производители могут перераспределять потоки между экспортом и внутренним рынком в зависимости от выгодности.
Серьёзным вызовом для всей отрасли, по мнению Ананьина, станет введение с 1 сентября 2026 года обязательного электронного документооборота. С одной стороны, эта мера может очистить рынок от нелегальных перевозчиков, особенно в автомобильном сегменте. С другой, она создаст масштабные трудности для мультимодальных и международных перевозок. На данный момент отсутствуют ясные технические решения по интеграции документов от разных видов транспорта на единой платформе, а главное — непонятно, как в эту систему вовлечь ключевых иностранных контрагентов, в первую очередь китайских.
Отдельную угрозу для российских логистических компаний представляет новая тенденция — массовый выход на рынок китайских автоперевозчиков. С марта этого года они активно работают в России, имея конкурентные преимущества: семидневное бесплатное пребывание, отсутствие обязательств по уплате НДС, ОСАГО и сборов в систему «Платон». Это уже приводит к перетоку грузов, которые ранее шли морским и железнодорожным транспортом через порты Дальнего Востока, на автомобильные перевозки.
Эксперт также отметил, что статистика по этим автомобильным перевозкам сегодня практически отсутствует, что не позволяет в полной мере оценить масштаб явления. Фоном для этих структурных изменений остаётся общая экономическая ситуация. Основной партнёр России — Китай — по итогам 2025 года покажет с нами товарооборот хуже, чем в 2023-м, что задаёт сложный старт 2026 году. При этом товарооборот КНР с остальным миром продолжает расти.
Ещё одним долгосрочным фактором давления на эффективность Ананьин считает растущее присутствие государства в транспортной отрасли, включая контроль над ключевыми портами и контейнерными перевозчиками.
Комментарий эксперта Кеплер