РЖД разрабатывает комплекс мер по финансовому оздоровлению
19.12.2025
РЖД разрабатывает комплекс мер по финансовому оздоровлению
На фоне сокращения чистой прибыли РЖД обсуждаются меры по реструктуризации долга, продаже активов и оптимизации расходов.
РЖД разрабатывает комплекс мер по финансовому оздоровлению, включая реструктуризацию долга, продажу активов и оптимизацию расходов, пишет «Коммерсантъ».
Правительство и менеджмент РЖД обсуждают масштабный план по стабилизации финансового состояния компании. Среди ключевых мер, рассмотренных на совещании у первого вице-премьера Дениса Мантурова 11 декабря 2025 года, — реструктуризация долгового портфеля, сокращение операционных расходов и продажа непрофильных активов, включая площади в Moscow Towers («Москва-Сити») и Федеральную грузовую компанию (ФГК).
Центральным элементом антикризисного пакета является реструктуризация долга. Рассматривается вариант перевода кредитов на десять лет по ставке на уровне доходности пятилетних ОФЗ плюс 1%, что, по оценке эксперта «БКС Мир инвестиций» Людмилы Рокотянской, снизит процентную нагрузку с рыночных 15–16% до примерно 11%. Ещё один возможный инструмент — временная конвертация кредитов банков в акции РЖД на срок до трёх лет с опционом на обратный выкуп и гарантией Минфина.
Параллельно компания планирует оптимизировать операционные расходы минимум на 73,6 млрд рублей. В числе мер — сокращение административно-управленческого аппарата, индексация зарплат в 2026 году на символические 0,1% и проработка вопроса о переводе части управленческого персонала из Москвы в регионы в течение пяти лет.
Важным источником пополнения ликвидности должна стать продажа активов. В 2026 году планируется реализовать 350 тыс. кв. м площадей в Moscow Towers. По данным собеседника «Ъ», приобретённые за 170 млрд рублей площади требуют значительных вложений в достройку, и продать их без убытка с учётом кредитной нагрузки будет сложно.
Также будет рассмотрен вопрос о продаже Федеральной грузовой компании. Отраслевые эксперты указывают на сложности этой сделки. Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что ФГК в значительной степени выполняет некоммерческие, государственные задачи, а её контрактная база и состояние парка подвижного состава хуже, чем у проданной ранее Первой грузовой компании.
Для прямого поддержания доходов рассматриваются меры бюджетной поддержки. В их числе — предоставление 85 млрд рублей из бюджета 2028 года на компенсацию части прошлых операционных расходов, ежегодная субсидия Минпромторга в 20 млрд рублей на закупку подвижного состава и перераспределение в пользу РЖД акциза на дизтопливо из дорожного фонда на сумму до 33 млрд рублей.
Обсуждение мер продолжается, и в правительстве нет единой позиции. Министр финансов Антон Силуанов выступает против прямой бюджетной субсидии. Вице-премьер Александр Новак и вице-премьер Марат Хуснуллин не поддержали идею с дорожным фондом.
Дискуссия также касается масштабов инвестиционной программы на 2026 год. В то время как РЖД предлагает программу в 713,6 млрд рублей (против 890,9 млрд в 2025 году), ряд министерств настаивает на сокращении до 590 млрд рублей.
По информации источника «Ъ», наиболее вероятным итогом может стать мораторий на процентные платежи перед банками, согласие Минфина на выделение средств из Фонда национального благосостояния и активизация процесса продажи ФГК.
Комментарий эксперта Кеплер