CMA CGM возвращается на российский рынок после трёхлетнего перерыва

CMA CGM возвращается на российский рынок после трёхлетнего перерыва

Новости / CMA CGM возвращается на российский рынок после трёхлетнего перерыва
logirus.ru

20.10.2025

CMA CGM возвращается на российский рынок после трёхлетнего перерыва

Французская контейнерная судоходная компания CMA CGM возвращается на российский рынок после трёхлетнего отсутствия. Первый контейнеровоз North должен прибыть на Первый контейнерный терминал 17 ноября 2025 года.

Французская контейнерная судоходная компания CMA CGM, третья по величине в мире, возвращается на российский рынок после трёхлетнего отсутствия. Первый контейнеровоз North должен прибыть на Первый контейнерный терминал 17 ноября 2025 года, с последующими еженедельными заходами. Этот шаг создаёт принципиально новую ситуацию для российских перевозчиков, которые заполнили нишу после ухода большинства международных линий в 2022 году.

Как поясняет собеседник «Коммерсанта» на контейнерном рынке, единственный крупный западный игрок, сохранивший присутствие, занимает узкую нишу перевозки несанкционных грузов и работает преимущественно в северо-западных и южных портах, не создавая существенных помех российским и дружественным перевозчикам. До сих пор ни одна из ушедших в 2022 году линий не вернулась на рынок.

По данным на конец сентября 2025 года, в Балтийском бассейне работают 17 иностранных линий, из которых только 3 работали до 2022 года, в Дальневосточном бассейне — 16 и 4 линии, в Азово-Черноморском бассейне — 20 и 5 линий.

Участники рынка ожидают, что возвращение глобального игрока приведёт к снижению ставок фрахта. По прогнозам собеседника «Ъ», появление CMA CGM должно привести к снижению тарифов и расширению географии контейнерных перевозок как в импорте, так и в экспорте.

Гендиректор ModernWay Николай Ольшанский подтверждает, что с ростом вмешиваемости рынка морских контейнерных перевозок будет усиливаться тенденция снижения ставок, а российские морские линии столкнутся с обострением конкуренции.

В то же время другой источник «Ъ» полагает, что возврат международных линий не даст заметного прироста рынка, объём которого по итогам января — августа 2025 года составил 4,2 миллиона TEU по данным FESCO. Текущие экспортные и импортные потоки уже обслуживаются существующими операторами, и произойдёт лишь перераспределение объёмов между игроками.

Власти уже рассматривали различные подходы к поддержке российских владельцев контейнерного флота. В начале апреля на совещании у советника президента Игоря Левитина предлагалось рекомендовать правительству предусмотреть работу иностранных судоходных компаний в РФ только через совместное предприятие с долей российских бенефициаров не менее 51%. Также обсуждались повышение портового сбора для компаний из недружественных стран и поддержка российских перевозчиков через льготы, включая приоритет при доступе к инфраструктуре ОАО «РЖД».

Позиции участников рынка по вопросу ограничений разделились. Опрошенные «Ъ» перевозчики, имеющие собственный флот, призывают к более или менее мягким ограничениям для грандов, а те, у кого своих судов нет, выступают скорее за неограниченный допуск.

Александр Чевелюк настаивает на конкретных мерах: ввести запрет на заходы для «ушедших» линий в течение пяти-семи лет, ограничить допуск для линий из недружественных стран жёсткими критериями, дифференцировать размер портовых сборов и предоставить российским судовладельцам приоритет при распределении провозных способностей железных дорог.

Напомним, сервис Finland Express будет выполнять рейсы раз в две недели, используя два судна: NORTH вместимостью 1 436 TEU и Containerships Stellar на 1 380 TEU. Маршрут соединит ключевые порты Германии, Финляндии, стран Балтии и России. Заходы в Санкт-Петербург будут чередоваться с финским портом Раума, что обеспечит российским клиентам регулярные рейсы каждые две недели.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!