Электронная очередь на МАПП «Верхний Ларс» не решила проблему заторов

Электронная очередь на МАПП «Верхний Ларс» не решила проблему заторов

Новости / Электронная очередь на МАПП «Верхний Ларс» не решила проблему заторов
logirus.ru

07.10.2025

Электронная очередь на МАПП «Верхний Ларс» не решила проблему заторов

Введённая 1 октября 2025 года электронная очередь на МАПП «Верхний Ларс» не ликвидировала многодневные заторы и создала дополнительные операционные сложности.

Электронная очередь на МАПП «Верхний Ларс», введённая 1 октября 2025 года, не ликвидировала многодневные заторы. По мнению участников рынка, новшество не только не решило системные проблемы пункта пропуска, но и создало дополнительные операционные сложности.

Как пояснил грузоперевозчик Владимир Щербаков, эффективность электронной очереди возможна только при условии полноценного дистанционного оформления, аналогичного другим пунктам пропуска. «Мы не решили системную проблему, а лишь сменили форму её проявления. Вместо физической очереди мы получили виртуальную», — отметил он. По словам Щербакова, ключевым условием является прямая интеграция системы с ФТС, без которой таможня не сможет проводить операции, а реформа не принесёт реальной выгоды.

Архитектурная проблема усугубляется сменой модели контроля. Ранее, при ЦОДД, финальной точкой был пост «Редант». Теперь шлагбаум установлен на выезде из накопителя в «Нижнем Ларсе», а последующие 2 км до границы превратились в нерегулируемую зону. «На этом отрезке цифровой регламент не работает. Никто не отслеживает вашу позицию в очереди, что создаёт почву для хаоса и обнуляет преимущества предварительной записи», — пояснил перевозчик Виктор А. в отраслевом телеграм-канале «КАВКАЗ. ДАЛЬНОБОЙЩИКИ».

Эксперты также указывают на фундаментальные инфраструктурные ограничения. Основной вызов — нейтральная территория между Россией и Грузией, где транспорт вынужденно движется в одну полосу через два туннеля и узкое ущелье. В этих условиях даже расширение мощностей МАПП не даёт эффекта. При этом сбой в работе любой из сторон — российской или грузинской — мгновенно парализует движение в обоих направлениях.

Дополнительным риском является зависимость работы границы от погодных условий. Исполнительный директор ООО «Технологии Логистики» Илья Конопешко подтверждает, что нововведение не принесло качественных изменений. «Фуры в среднем стоят на границе по 3–4 дня. Главным фактором заторов остаются частые перекрытия Военно-Грузинской дороги», — отметил он.

В качестве рабочей альтернативы логистические компании массово переориентируются на маршрут через Азербайджан, несмотря на удлинение пути на 1030 км. На пункте пропуска «Таргикент-Казмаляр» действует электронная очередь, но благодаря меньшему потоку и независимости от погоды среднее время прохождения составляет от 40 минут до 2 часов. Коммерческий директор Global Logistics Андрей Котеров подтвердил, что перевозчики активно используют это направление для минимизации рисков задержек.

При этом участники рынка обращают внимание на успешный опыт Грузии, где накопители расположены перед границей и интегрированы с таможенными системами. Это позволяет осуществлять приоритетный пропуск скоропортящихся или опасных грузов.

Напомним, ранее Росгранстрой опубликовал инструкции для российских и иностранных водителей, в которых разъяснён порядок регистрации и получения слота.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!