ФАС подтвердила планы по сохранению повышенных тарифов на перевозку порожних вагонов

ФАС подтвердила планы по сохранению повышенных тарифов на перевозку порожних вагонов

Новости / ФАС подтвердила планы по сохранению повышенных тарифов на перевозку порожних вагонов
logirus.ru

21.10.2025

ФАС подтвердила планы по сохранению повышенных тарифов на перевозку порожних вагонов

Федеральная антимонопольная служба России планирует сохранить десятипроцентную надбавку на порожний пробег полувагонов, крытых вагонов и платформ в 2026 году. Также одобрена индексация тарифов на контейнерные перевозки на 5%.

Федеральная антимонопольная служба России подтвердила планы по сохранению повышенных тарифов на перевозку порожних универсальных вагонов, пишет «РБК». Введённая в прошлом году как временная, десятипроцентная надбавка на порожний пробег полувагонов, крытых вагонов и платформ будет продлена и в 2026 году. Соответствующий проект приказа уже опубликован. Также ФАС одобрила индексацию тарифов на контейнерные перевозки на 5%.

В пояснительной записке к документу служба указывает, что эти меры необходимы для сбалансированности финансовой модели РЖД. Они должны стать источником финансирования масштабной инвестиционной программы, направленной на развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и удовлетворение растущего спроса на перевозки. Ранее решение о продлении индексации поддержал вице-премьер Виталий Савельев, сообщили источники «РБК» на транспортном рынке. В аппарате вице-премьера от комментариев отказались.

В РЖД подчёркивают экономическое обоснование этого шага. По данным компании, действующий тариф покрывает лишь около 60% затрат на организацию порожних рейсов. Убыток в этом сегменте за прошлый год достиг 209,7 млрд рублей. Индексация, как заявляют в компании, позволила повысить экономическую эффективность перевозочного процесса без прямой нагрузки на конечного клиента и послужила операторам стимулом к выстраиванию более эффективной логистики. В РЖД также обратили внимание на системную проблему: компания не имеет возможности регулировать работу парка в соответствии с актуальными потребностями, а оператор законодательно не вписан в технологию организации перевозок.

Противники повышения, среди которых Союз операторов железнодорожного транспорта и ассоциация «Русская сталь», предупреждают о рисках усиления оттока грузов с железной дороги на автомобильный транспорт. В СОЖТ указывают, что предыдущее повышение тарифов на фоне высокой ключевой ставки уже создало ценовое давление на рынок и усугубило спад погрузки. По данным Института проблем естественных монополий, за восемь месяцев этого года около 5 млн тонн металлопродукции переключилось на альтернативные виды транспорта. Операторы были вынуждены принять беспрецедентные меры для удержания грузов, снизив ставки аренды полувагонов до десятилетнего минимума в 600–900 рублей в сутки, что частично компенсировало грузоотправителям рост тарифов РЖД.

Контейнерные операторы также выступали за заморозку тарифов. Исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок Сергей Авсейков отмечал, что общая контейнерная ставка уже на 30% ниже железнодорожного тарифа, а любое повышение ускорит переход грузов на автотранспорт. По данным ЕСП, за первое полугодие отправка грузов в контейнерах по железной дороге снизилась на 5%, в то время как автомобильные перевозки выросли на 11%. На эти аргументы замгендиректора РЖД Ирина Магнушевская ответила, что компания существенно инвестирует в инфраструктуру, и заморозка тарифов в таких условиях нецелесообразна.

По мнению источника РБК на транспортном рынке, очередное продление надбавки не окажет немедленного влияния на участников перевозок, поскольку все основные изменения были заложены ещё в начале 2025 года. Ставки аренды вагонов, определяющиеся в первую очередь грузовой базой и объёмом парка, с большой вероятностью продолжат снижаться, а не расти.

Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ, указывает, что наибольшее давление индексация окажет на сырьевые компании с большим порожним пробегом, например, при завозе сырья на металлургические комбинаты. При этом перевозки самой металлопродукции, которая часто грузится в те же полувагоны после разгрузки сырья, пострадают минимально. Эксперт полагает, что дополнительная индексация может создать стимулы для переключения на автотранспорт грузов второго и третьего тарифных классов, особенно на фоне сбалансированной и конкурентной тарифной политики со стороны автомобильных перевозчиков.

Напомним, с декабря 2007 года по сентябрь 2025 года накопленный рост тарифов РЖД достиг 442%, а уровень ставок аренды полувагонов увеличился лишь 92%. LR

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!