ФАС России начала проверку планируемых изменений в правилах возврата товаров на маркетплейсе Ozon
20.09.2025
ФАС России начала проверку планируемых изменений в правилах возврата товаров на маркетплейсе Ozon
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России проверяет изменения в правилах возврата товаров на маркетплейсе Ozon, которые должны вступить в силу с 1 октября 2025 года. Поводом для проверки стали коррективы в систему обработки возвратов для продавцов, использующих модель FBS.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России начала проверку планируемых изменений в правилах возврата товаров на маркетплейсе Ozon, которые должны вступить в силу с 1 октября 2025 года.
Поводом для внимания антимонопольной службы стали существенные коррективы в систему обработки возвратов для продавцов, использующих модель FBS (Fulfillment by Seller). Согласно новым правилам, все отменённые или возвращённые покупателями товары без претензий к качеству будут в автоматическом режиме направляться не продавцу, а на склады самой платформы для последующей повторной реализации. Ранее предприниматели имели возможность самостоятельно выбирать место для хранения такой продукции.
Ozon утверждает, что подобная схема работы уже добровольно используется примерно половиной FBS-продавцов, поскольку она является более выгодной с точки зрения логистических издержек и применяемых тарифов.
В рамках нового регламента товары, поступающие на фулфилмент-центры маркетплейса, будут проходить обязательную проверку. Если в ходе осмотра будут обнаружены повреждения, продукция вернётся продавцу. Неповреждённые товары будут сразу же выставляться на продажу, а у предпринимателя сохранится право в течение 30 дней подать заявление и забрать их обратно. Из общего порядка исключаются только отдельные категории товаров: ювелирные украшения, шины, удобрения и продукция, выполненная на заказ — они, как и прежде, будут возвращаться продавцам напрямую.
Данная ситуация развивается на фоне формирования нового правового поля для цифровых платформ. Летом 2025 года был принят федеральный закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации», который вступит в силу осенью 2026 года. Этот документ, среди прочего, обязывает владельцев платформ обеспечивать равный и свободный доступ к своим услугам для широкой аудитории, а также предоставлять всем участникам возможность в полном объёме ознакомиться с правилами использования сервиса.
Напомним, недавно Ассоциация участников электронной коммерции (АУРЭК) направила маркетплейсу Ozon перечень системных проблем, с которыми сталкиваются селлеры, и предложения по их решению. Инициатива ассоциации стала ответом на многочисленные обращения предпринимателей, которые столкнулись с ростом издержек и операционными сложностями в работе с платформой.
Комментарий эксперта Кеплер