Граница между Россией и Казахстаном открыта для добросовестного бизнеса, но барьеры пока не устранены
03.10.2025
Граница между Россией и Казахстаном открыта для добросовестного бизнеса, но барьеры пока не устранены
Россия и Казахстан стремятся увеличить товарооборот, однако ужесточение нормативов и усиление проверок на границе приводят к задержкам в транспортировке грузов.

Россия и Казахстан достигли соглашения о наращивании грузооборота между государствами. Цель – рост объёмов взаимной торговли до $30 млрд в год. В 2024 году взаимная торговля между РФ и Республикой Казахстан достигла рекордных $27,7 млрд, а значит, все предпосылки для рекорда есть, отмечали чиновники.
По данным президента «АвтоГрузЭкс», руководителя комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадима Филатова, тенденция, наоборот, удручающая: в январе – июне 2023 года товарооборот между государствами достигал $13,4 млрд, за аналогичный период 2024 года – $12,2 млрд, а в 2025 году – лишь $12 млрд.
«Наши [товарные] взаимоотношения с Казахстаном ухудшаются последние 3 года, что в существующих реалиях плохо. Это страна, с которой правильно работать прозрачно, по понятным схемам, без заторов на дорогах и с понятной инфраструктурой – свободно, быстро и эффективно», – подчёркивал В. Филатов.
Логистические компании отмечают, что ужесточение ряда нормативов и усиление проверочных мероприятий на границе Казахстана и России приводит к увеличению сроков транспортировки при доставке грузов.
В апреле 2023 года Казахстан ужесточил экспортный контроль для всех товаров из стран ЕАЭС, и теперь все грузы, которые следуют через территорию этого государства, проходят проверку.
«После введения экспортного контроля 99% грузовиков проходят досмотры на казахстанской стороне. С 24 сентября этого года ситуация ухудшилась: на нескольких погранпереходах грузовики разворачивают без объяснений, что уже вызвало большие очереди. Фуры простаивают и на российской стороне, их перенаправляют на склад временного хранения в 70 километрах от границы. Одновременно с этим Казахстан продлил ограничения на перегрузку и перецепку транспортных средств. Сроки доставки между Россией и Казахстаном за два года выросли в 1,8 раза», – говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс», логистической компании ПЭК и АСМАП.
Также, по словам эксперта, динамичное движение сдерживает тотальный досмотр.
«В 99% случаев досматриваются все сборные отправки. В одной фуре могут находиться грузы от 60 до 100 клиентов, а каждый отдельный груз – отдельная номенклатура, отдельная CMR. Поскольку стало обязательным оформление сопроводительных накладных на продукцию, – а некоторые категории вовсе нельзя экспортировать без справок МИИР, – досмотр сборных грузов в некоторых случаях достигает 72 часов», – подчеркнул В. Филатов.
Один из участников совместного заседания Комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ и Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов заявил, что таможенный контроль стал жёстче с обеих сторон.
Программные средства неидеальны. Поскольку на ряде МАПП Россия – Казахстан с обеих сторон действует электронная очередь, технические сбои также имеют место в обоих государствах. Кроме того, использование электронной очереди сопряжено с издержками – расчёт только безналичный, а казахстанская сторона, к примеру, не поддерживает систему оплаты МИР.
Поспособствовать ускоренному прохождению границы, по мнению В. Филатова, может внедрение или доработка некоторых действующих механизмов, а именно:
- Блокировка учётной записи за недостоверные данные;
- Ограничение на работу за неиспользование слотов в электронной очереди;
- При неявке транспортного средства более одного раза за 90 дней списание денежных средств;
- Введение денежной гарантии в размере 20 МРП (78 640 тенге);
- Введение выделенных окон для скоропортящихся и опасных грузов;
- Доработка механизма идентификации транспорта – проверки VIN-номеров и страховых данных.
Комментарий эксперта Кеплер