Индекс уверенности железнодорожного рынка в ноябре упал более чем на 5 пунктов
07.11.2025
Индекс уверенности железнодорожного рынка в ноябре упал более чем на 5 пунктов
По итогам исследования InfraNews, индекс уверенности железнодорожного рынка упал до +10,53 пункта, хотя и остался в положительной зоне. Участники рынка отмечают нарастающую тревогу из-за проблем с управлением порожними вагонами и системных недостатков.
Индекс уверенности железнодорожного рынка в ноябре упал более чем на 5 пунктов, хотя и остался в положительной зоне. По итогам исследования агентства InfraNews, проведённого в конце октября — начале ноября 2025 года, значение композитного индикатора составило +10,53 пункта. Несмотря на то что индекс третий месяц подряд сохраняет положительное значение и превышает летние показатели, текущее снижение фиксирует нарастающую тревогу операторов.
Оценка текущей эксплуатационной обстановки демонстрирует этот парадокс. Свыше 47% респондентов характеризуют её как «хорошую» или «очень хорошую», признавая отсутствие серьёзных проблем с движением гружёных составов. Однако в своих комментариях участники рынка раскрывают истинную причину кажущегося благополучия. Они саркастически отмечают, что «восхитительная работа РЖД связана с тем, что им возить нечего». Реальная проблема сместилась в сферу управления порожними вагонами: их перемещение под погрузку продолжает сталкиваться со сложностями на отдельных участках сети.
География проблемных точек чётко обозначена респондентами. Наибольшие задержки возникают на Куйбышевской и Приволжской железных дорогах, где, по словам операторов, «в ожидании любых операций можно стоять сколь угодно долго». Эта ситуация вынуждает компании искать нестандартные решения. Операторы начинают «хитрить» и «изобретать» новые схемы заадресовки порожних вагонов, пытаясь обойти установленные РЖД правила. Их цель — не допустить скопления неиспользуемого подвижного состава в портах и на промышленных площадках. Параллельно участники рынка напоминают о системных проблемах, которые никуда не исчезли, — о хронической нехватке маневровых локомотивов на станциях и дефиците кадров на ключевых позициях в регионах.
Прогнозы участников рынка на ближайшие два месяца носят пессимистичный характер. Они ожидают закономерного ухудшения эксплуатационной обстановки с ростом грузовой базы и наступлением зимней погоды. Конец года традиционно приносит на железную дорогу дополнительные объёмы: грузы переходят с речного транспорта, начинается сезонный рост перевозок потребительских товаров к новогодним распродажам, увеличиваются объёмы поставок угля. Совокупность этих факторов, по единодушному мнению операторов, окажет дополнительное негативное давление на пропускную способность сети.
Напомним, Минтранс России разработал законопроект, обязывающий грузоотправителей согласовывать заявки на перевозку с владельцами вагонов. Согласно проекту, если перевозка планируется в вагонах, не принадлежащих перевозчику или самому грузоотправителю, заявка должна быть представлена перевозчику только после её согласования с владельцем вагонов.
Комментарий эксперта Кеплер