Изменения на рынке грузовых автомобилей в России
03.10.2025
Изменения на рынке грузовых автомобилей в России
В России наблюдается значительное снижение спроса на китайские грузовики, в то время как продажи российских производителей растут. Проблемы с качеством и обслуживанием китайских грузовиков стали причиной их отказа перевозчиками.

Сначала у российских автоперевозчиков появились претензии к китайским тягачам. Потом, впервые с начала двухтысячных, снизилась популярность самосвалов. Процесс продолжился и с обычными грузовиками и даже со строительной техникой.
Как изменилась структура рынка
Китайские производители за год столкнулись с падением на 67,2 %. Продажи составили 17,3 тыс. единиц. Спрос на российскую технику за год просел не так сильно – на 25,2 %. За 8 месяцев было реализовано 16,2 тыс. автомобилей. За 8 месяцев 2025 года в России было продано 37,9 тыс. грузовиков, что на 54% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (82,3 тыс. единиц). Китайская техника, которая ранее доминировала и занимала две трети рынка (66,7 %), в текущем периоде уменьшила свою долю до 45,7 %. Доля российских производителей, напротив, увеличилась с 26,3 до 42,7 %.
В каких сегментах «китайцы» потеряли больше всего:
- самосвалы – минус 26%;
- строительная техника – минус 13%;
- седельные тягачи – минус 12,2%.
По словам Ксении Макеевой, менеджера по логистике компании ATU Forwarding, перевозчики массово отказываются от китайских грузовиков из-за их ненадёжности. Статистика продаж лишь подтверждает этот тренд – низкое качество и дорогое обслуживание в итоге обходятся бизнесу дороже, чем первоначальная экономия.
Проблема не в том, что качество вдруг ухудшилось. Изначально оно было компромиссом между ценой и долговечностью. Но со временем стало ясно, что сэкономленные при покупке деньги приходится тратить на ремонт. С начала года не раз обсуждалось, что некоторые китайские марки (например, Shacman) непригодны для безопасного использования.
Главные проблемы, о которых говорят перевозчики – дорогое и долгое обслуживание: запчасти для грузовиков популярных китайских марок часто приходится ждать неделями, а то и месяцами. Каждый день простоя – это большие убытки. Сервисных центров стало больше, но их всё равно не хватает, а качество ремонта часто низкое.
Плохо продаются автомобили с пробегом: грузовик, купленный три года назад, сейчас почти невозможно продать по хорошей цене. Рынок переполнен, и покупатели опасаются скрытых проблем. Это большие потери при обновлении парка.
Российские автомобили стали лучше. Производители, такие как КАМАЗ и ГАЗ, не сидели сложа руки. Они улучшили свои модели, наладили поставки, увеличили выпуск и, что важно, предлагают понятный сервис, развитую сеть дилеров и доступные запчасти.
С 2025 года ситуация изменилась из-за проблем с поставками импортных запчастей, а также из-за наращивания российскими производителями оборотов в производстве собственной техники.
Это не крах китайского автопрома в России, а его «взросление» и сегментация. Останутся и укрепятся только те, кто сделает ставку не на цену, а на качество: построит качественный сервис, наладит логистику запчастей и будет работать над долгосрочной лояльностью клиентов.
Комментарий эксперта Кеплер