Контейнерный сегмент продолжает испытывать давление
21.09.2025
Контейнерный сегмент продолжает испытывать давление
Директор ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков отметил, что в текущем году операторы теряют существенные объёмы выручки на фоне спада перевозок и растущего профицита подвижного состава.
Контейнерный сегмент продолжает испытывать давление. Как отметил директор ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков на Международном контейнерном форуме ЕСЭ-2025, в текущем году операторы теряют существенные объёмы выручки на фоне спада перевозок и растущего профицита подвижного состава.
По словам эксперта, с начала 2025 года динамика остаётся отрицательной: «Контейнерный рынок за последние 20 лет „падал“ трижды — в 2008, 2014 годах и сейчас. Так, за 8 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го спад составил 4,3%».
Причины — в комплексе факторов: это и жёсткая денежно-кредитная политика, и геополитическая нестабильность, включая сложности с международными расчётами и осторожную модель потребления внутри страны.
«Как следствие, спрос начал сжиматься, поэтому упали внутренние перевозки, транзит, импорт. Последнее — самое болезненное звено для операторов», — пояснил В. Марков.
В то же время наблюдается рост экспортных перевозок, которые за 8 месяцев текущего года выросли на 7% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. В числе ключевых экспортных грузов — химическая продукция, металлы и изделия из них, продукция деревообработки. Основные направления — страны Азии, Ближнего Востока и Турция.
Одним из актуальных трендов, влияющих на рынок, стал профицит подвижного состава, особенно фитинговых платформ.
«Почему образовался профицит? Первое — улучшение эксплуатационной обстановки на сети. С одной стороны, благое дело. Это кропотливая работа, которую проводит РЖД», — отметил В. Марков.
Ранее Михаил Глазков, заместитель генерального директора — начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», сообщал, что с сети было снято 217 тыс. вагонов при общем наличии парка в 1,4 млн единиц, то есть около 15%.
По словам В. Маркова, это дало положительный эффект: «На 1 сентября 2025 года у „ТрансКонтейнера“ было брошено 44 фитинговых платформы, годом ранее — 140. Оборот стал на сутки лучше».
Однако у данной оптимизации есть и оборотная сторона: «Лучше показатели — больше профицит парка на сети. Профицит парка, наложенный на падение объёмов, дал колоссальный профицит парку операторов. В моменте отстой парка у ряда операторов доходил до 20–25%. У кого-то, может, было и больше».
В результате у операторов растёт доля неработающего парка, что означает снижение доходности и дальнейшее давление на рынок контейнерных перевозок.
Комментарий эксперта Кеплер