Крупнейшие международные транспортные коридоры сталкиваются с дисбалансом грузопотоков

Крупнейшие международные транспортные коридоры сталкиваются с дисбалансом грузопотоков

Новости / Крупнейшие международные транспортные коридоры сталкиваются с дисбалансом грузопотоков
logirus.ru

21.10.2025

Крупнейшие международные транспортные коридоры сталкиваются с дисбалансом грузопотоков

Показатель балансировки грузопотоков снизился до 12%, что требует новых подходов к аналитике и управлению рисками. Генеральный секретарь КСТП Михаил Гончаров представил стратегические приоритеты на TransRussia Sammit.

Крупнейшие международные транспортные коридоры сталкиваются с растущим дисбалансом грузопотоков: показатель балансировки снизился до 12%, что требует от логистических компаний принципиально новых подходов к аналитике и управлению рисками. Такие выводы прозвучали в выступлении генерального секретаря КСТП Михаила Гончарова на TransRussia Sammit.

Центральной темой выступления эксперта стала роль международных транспортных коридоров в обслуживании экономики. Эксперт подчеркнул, что основная задача любого коридора – привлекать бизнес, а не просто формально существовать. Несмотря на заявления многих организаций о своём управляющем статусе, реальная эффективность зависит от выполнения конкретных условий. Так, Северный коридор, признанный перспективным, в настоящее время работает неудовлетворительно. Хотя за последние полтора года объём перевозок по нему удвоился, это произошло лишь благодаря изначально несущественным показателям.

Для повышения эффективности коридоров необходима реализация нескольких принципов. Во-первых, это внедрение единой структуры ценообразования – сквозной ставки от точки отправления до точки назначения. Во-вторых, требуется отлаженная и предсказуемая процедура пересечения границ, что напрямую связано с третьим условием – созданием единого графика движения, или «ниткой». Железнодорожникам хорошо знаком этот принцип. Кроме того, критически важны безопасность и сохранность грузов. По словам Михаила Гончарова, неформальные опросы показывают, что грузовладельцы по-прежнему ставят этот фактор на первое место. Завершает список финансовая инфраструктура, которая должна объединять кредитование, платежи и страхование в единый продукт, без чего невозможна работа транспортных артерий.

В ответ на эти системные вызовы КСТП предлагает два стратегических приоритета. Первый требует кратного усиления аналитической работы в условиях нарастающей неопределённости. Ключевым инструментом становятся форсайт-сессии. КСТП уже реализует масштабный аналитический проект «Евроазиатский логистический форсайт» совместно с ведущими научными и образовательными центрами: ВШЭ, ИМТУР МГИМО, РУТ, ЦЭИ и другими профильными организациями, перечислил Михаил Гончаров. В рамках проекта эксперты научного и бизнес-сообщества проводят глубокий анализ влияния геополитики и мировой экономики на развитие международной логистики. Первые практические результаты этого форсайта будут представлены в Дубае в начале декабря 2025 года.

Второе направление – развитие сценарного мышления для реагирования на внезапные сбои и «чёрных лебедей». Эксперт констатировал, что отрасль вступила в эпоху «стабильной неопределённости», когда ответы на одни вопросы порождают новые.

Что касается практических инициатив, КСТП активно развивает несколько проектов. Один из них – сервис Help Desk. Это служба поддержки, которая обеспечивает обработку и решение запросов пользователей – от поиска контейнеров до установления связей между экспедиторами и грузовладельцами. В рамках этого сервиса планируется создать оперативную группу быстрого реагирования (Task Force) для устранения сбоев на международных коридорах, например, когда поезд прибывает на границу без необходимых документов и простаивает несколько дней.

Напомним, летом 2025 года стало известно о том, что РЖД перенесут сроки строительства третьей очереди Восточного полигона на один-два года.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!