Крупные маркетплейсы могут потерять пользователей из-за шопинг-агентов на основе LLM

Крупные маркетплейсы могут потерять пользователей из-за шопинг-агентов на основе LLM

Новости / Крупные маркетплейсы могут потерять пользователей из-за шопинг-агентов на основе LLM
logirus.ru

08.10.2025

Крупные маркетплейсы могут потерять пользователей из-за шопинг-агентов на основе LLM

Генеральный директор AliExpress в СНГ Сергей Гречин предупредил о возможной угрозе для крупных маркетплейсов со стороны шопинг-агентов на основе языковых моделей.

Крупные маркетплейсы могут столкнуться с новой угрозой: шопинг-агенты на основе LLM способны перенаправить потоки пользователей и ослабить их рыночное доминирование. Такую точку зрения представил генеральный директор AliExpress в СНГ Сергей Гречин на форуме E-Retail Week 2025.

По его мнению, появление удобных шопинг-агентов — вопрос времени. Они избавят пользователей от необходимости самостоятельно формулировать сложные запросы. Это перераспределит внимание потребителей и снизит стоимость привлечения клиента, что откроет дополнительные возможности для роста независимого e-commerce.

Гречин считает, что в России главными драйверами этой трансформации станут «Яндекс» и Сбер. Эти компании контролируют значительные объёмы трафика и рекламные бюджеты, а также обладают закрытыми технологиями. Ключевой задачей он назвал не только качество AI-модели, но и способность агента удерживать внимание пользователя, решая широкий круг задач — от поиска товаров до подготовки презентации для ребёнка.

Эту позицию оспорил Андрей Гостев, директор по стратегии и операциям ВКонтакте. Он не ожидает монополизации рынка шопинг-агентами, поскольку трафик изначально распределён между несколькими крупными платформами. По его мнению, компания-разработчик будет заинтересована в широкой дистрибуции своего решения.

Управляющий директор по искусственному интеллекту «Авито» Андрей Рыбинцев добавил, что, несмотря на попытки многих e-commerce-компаний создать аналоги ChatGPT, успешных кейсов внедрения шопинг-ассистентов пока нет. Основной вызов для индустрии, по его словам, — самостоятельно разработать конкурентоспособный продукт, чтобы не допустить доминирования внешних сервисов.

Напомним, что рынок интернет-торговли в России демонстрирует рост рентабельности после нескольких лет отрицательных или околонулевых значений. По данным Росстата по коду ОКВЭД, в первом квартале 2025-го рентабельность отрасли достигла 21%, а по итогам полугодия показатель вырос до 21,7%.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!