Логисты столкнулись с существенным сокращением спроса

Логисты столкнулись с существенным сокращением спроса

Новости / Логисты столкнулись с существенным сокращением спроса
news.ati.su

20.10.2025

Логисты столкнулись с существенным сокращением спроса

Рынок грузоперевозок переживает кризис из-за высокой ключевой ставки и роста издержек, что может привести к консолидации игроков и поглощению небольших региональных операторов более крупными.

Логисты впервые за последние годы столкнулись с существенным сокращением спроса на фоне высокой ключевой ставки. Рынок ждёт консолидация игроков и поглощение небольших региональных операторов более крупными, считают эксперты.

Аналитики фиксируют снижение спроса на автомобильные и морские грузоперевозки в 2025 году. Некоторым игрокам пришлось возвращать взятые в лизинг автомобили. Другие оказались на грани банкротства. Эксперты называют этот год поворотным в отрасли. То, как рынок справится с кризисом, определит его дальнейшее развитие.

Эксперты расходятся в оценке спроса. Пик кризиса в сфере грузоперевозок пришёлся на 2022 год, говорит директор департамента активных продаж транспортной компании КИТ Гучеслав Шохин. Тогда отрасль столкнулась с острой нехваткой водителей и транспорта. К 2025 году старые трудности решились не в полной мере, при этом возникли новые.

«Сейчас появились другие вызовы, более технологические: как эффективнее консолидировать грузы и как идеально отстроить «последнюю милю» на Юге России, — объясняет Шохин. — Макрорегион, к счастью, изначально подготовлен для этого: есть мощная сеть логистических центров в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Новороссийске, Ставрополе. Но растущие объёмы заставляют перевозчиков внедрять более сложные и «умные» решения, чтобы успевать за спросом».

По данным аналитической компании «ГидМаркет», объём рынка автомобильных грузоперевозок непрерывно рос с 2020 по 2024 год. Спрос увеличивается на фоне дефицита качественных логистических мощностей, портовой инфраструктуры и крупных логистических центров, отмечает Гучеслав Шохин.

При этом эксперты по-разному оценивают текущую динамику спроса. По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», осенью 2024 года рынок Юга России начал ощущать падение объёмов заказов на грузоперевозки, а к концу первого полугодия 2025 года он рухнул на 30%. Это подтверждают и участники рынка. Потребители уменьшили заказы на фоне повышения ключевой ставки.

На перевозчиков давит и значительный рост издержек. Это в первую очередь повышение цен на топливо, высокая стоимость использования платных дорог, у которых зачастую нет качественных бесплатных альтернатив, а также финансовое давление системы «Платон».

Отрасль продолжает ощущать и санкционное давление, говорит эксперт. По его словам, ограничения усугубили структурные проблемы, в частности, спровоцировали кризис парка грузовиков. Многие перевозчики до сих пор зависят от импортной техники и сталкиваются с серьёзными трудностями при замене запчастей.

Кроме того, отрасль переживает острый дефицит квалифицированных кадров — водителей, грузчиков, логистов. Конкуренция за специалистов высока, а зарплатные ожидания растут быстрее, чем возможности многих компаний.

Частичное сокращение грузооборота в 2025 году наблюдалось и в сегменте морских перевозок. В первом квартале оборот грузов в морских портах Азово-Черноморского бассейна сократился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает пресс-служба Ассоциации морских торговых портов.

Рассуждая о перспективах развития ситуации в отрасли, эксперты говорят о возможном удорожании логистических услуг и снижении объёмов грузоперевозок. По мнению эксперта, в обозримом будущем участникам рынка стоит готовиться к сохранению текущих тенденций: высоким издержкам, кадровому дефициту и необходимости выстраивать новые цепочки поставок.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!