NATCAR прогнозирует трансформацию рынка грузоперевозок из-за беспилотных технологий
19.11.2025
NATCAR прогнозирует трансформацию рынка грузоперевозок из-за беспилотных технологий
Первый заместитель генерального директора NATCAR Евгений Некрасов представил прогноз о появлении четырёх новых форматов работы на транспорте в связи с внедрением беспилотных технологий.
NATCAR прогнозирует кардинальную трансформацию рынка грузоперевозок в связи с внедрением беспилотных технологий. По мнению компании, высокая капиталоёмкость этих процессов приведёт к эволюции бизнес-моделей и появлению четырёх новых форматов работы на транспорте. Такой прогноз первый заместитель генерального директора NATCAR Евгений Некрасов представил в ходе выступления на форуме.
Некрасов выделил четыре потенциальные бизнес-модели будущего:
- Первая модель предполагает, что компания покупает обычный грузовик и приобретает подписку на программное обеспечение «искусственного интеллекта-водителя». Это решение будет наименее капиталоёмким и позволит постепенно внедрять автономные технологии.
- Вторая модель представляет собой аналог современной аренды с экипажем. Компания будет брать в аренду уже оснащённый беспилотный грузовик на необходимый срок — от одного дня до нескольких месяцев. Поставщик услуги возьмёт на себя полный комплекс сопровождения, включая техническую поддержку и обеспечение работоспособности системы.
- Третья модель — capacity as a service — предполагает приобретение целой группы беспилотников по схеме, похожей на лизинг. В ежемесячный платёж будут включены стоимость «интеллектуального водителя» и системы сопровождения. Заказчику останется только обеспечить коммерческую загрузку транспорта.
- Четвёртая, наиболее комплексная модель, предусматривает полный контроль над автоматизированной цепочкой поставок. Крупные беспилотные фуры будут доставлять грузы на роботизированные склады, где автоматизированные системы перегрузки распределят товары по малым развозным беспилотным машинам для конечной доставки.
При этом эксперт подчеркнул, что беспилотный автомобиль, несмотря на своё название, на деле менее автономен, чем обычный грузовик с водителем. Он интегрирован в сложный комплекс IT-сервисов, которые должны бесперебойно взаимодействовать. К ним относятся цифровые карты, системы поддержки ремонтных бригад, ГЛОНАСС для государственного контроля и диспетчерские пункты оператора.
Управление таким парком строится по трёхуровневой системе. Первый уровень — это интеллектуальная система управления внутри самого беспилотника. Ключевым прорывом последних лет Некрасов назвал переход от линейного программирования сценариев к моделям Vision Language Action (VLA), основанным на больших языковых моделях. Именно эта технология, по его мнению, позволяет с оптимизмом смотреть на перспективу появления коммерческих грузовых беспилотников в России через три года.
Следующие два уровня управления находятся над автомобилем. Это диспетчерский пункт для управления автопарком и комплексные программные обеспечения, такие как Интеллектуальная транспортная система управления. Они будут координировать группы беспилотников для выполнения коммерческих задач и объединять беспилотное движение с роботизированными складскими операциями.
Некрасов также описал, как беспилотник уже сейчас меняет цепочку поставок на практике. NATCAR забирает груз классическим способом с распределительного центра и доставляет его на перевалочный пункт на 58-м километре М-11. Там прицеп перецепляют к беспилотному грузовику, который следует в сторону Санкт-Петербурга, где операция повторяется в обратном порядке, и конечный отрезок до клиента снова проходит с водителем.
Напомним, «Автодор-Девелопмент» представил на «Транспортной неделе — 2025» концепцию сети хабов для беспилотных грузовиков. Компания уже прорабатывает конкретные площадки для пилотных проектов. Основой для хабов станут существующие и строящиеся многофункциональные зоны дорожного сервиса, которые компания развивает на магистралях М-12 и М-11. На сегодня по этой концепции реализовано 70 объектов в 49 зонах, а 73 объекта находятся в стадии строительства.
Комментарий эксперта Кеплер