Нормативно-правовое регулирование — ключевая задача для внедрения беспилотных транспортных средств

Нормативно-правовое регулирование — ключевая задача для внедрения беспилотных транспортных средств

Новости / Нормативно-правовое регулирование — ключевая задача для внедрения беспилотных транспортных средств
logirus.ru

20.11.2025

Нормативно-правовое регулирование — ключевая задача для внедрения беспилотных транспортных средств

Первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАТ» Виталий Комаров представил доклад о проблемах и перспективах внедрения беспилотных транспортных средств. Основной акцент сделан на необходимости создания единой системы нормативно-правового регулирования.

Промышленность технологически готова к серийному выпуску беспилотных транспортных средств, однако их широкое внедрение сдерживается отсутствием единой системы нормативно-правового регулирования. Такую точку зрения представил Виталий Комаров, первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАТ», в своём докладе на форуме.

По его словам, автопроизводители успешно преодолели «детские болезни», связанные с распознаванием объектов и реакцией на дорожную инфраструктуру. Теперь ключевой вызов лежит не в области конструирования, а в создании комплексной системы, обеспечивающей безопасную и эффективную интеграцию беспилотников в транспортный комплекс.

Эксперт обозначил фундаментальную проблему: следует ли создавать отдельные системы управления для беспилотников в каждой транспортной сфере — автомобильной, железнодорожной, водной, воздушной — или же необходимо разработать единые для всех отраслей требования и технологическую платформу. Обсуждение этого вопроса привело к началу работы над концепцией единой доверенной среды. Эта среда должна обеспечить безопасное функционирование всех видов беспилотников и позволить массово внедрять такие транспортные средства.

Ключевым направлением для решения этих задач Комаров назвал управление данными, генерируемыми на борту транспортного средства. Он выделил два возможных подхода: концентрация на обеспечении безопасности каждого отдельного беспилотника или объединение их в сеть. Второй путь, хотя и является более перспективным, создаёт риски каскадного нарушения безопасности всей сети в случае нештатной ситуации с одним из её элементов. Также остро стоит вопрос хранения данных: централизованное хранение в едином центре создаёт уязвимость для кибератак и снижает общую защищённость системы, подчеркнул Виталий Комаров.

В сферу регулирования, по мнению эксперта, необходимо вовлечь широкий круг участников процесса: от собственников и изготовителей транспортных средств до производителей компонентов, контролирующих органов и сервисных организаций. Хотя в разных странах уже накоплен определённый опыт регулирования использования данных, Комаров указал на риски формирования изолированных национальных подходов. Их последующая гармонизация может оказаться крайне сложной и экономически затратной. Поэтому создание нормативно-правовой базы до развёртывания физической инфраструктуры управления беспилотниками он считает приоритетной задачей, особенно с учётом глобального характера автомобильной промышленности.

Среди конкретных направлений нормативно-правового регулирования Комаров выделил безопасную мобильность, контроль выбросов, программного обеспечения, а также кибербезопасность и защиту данных. Особое внимание он уделил проблеме контроля технического состояния, киберзащищённости и программного обеспечения беспилотников уже после их сертификации и допуска к эксплуатации. На сегодняшний день, констатировал эксперт, не разработаны ни методы такой оценки, ни необходимые инструменты. При формировании регуляторной базы необходимо учитывать экономическую эффективность для будущих операторов, так как испытательное оборудование на первом этапе будет дорогостоящим. Одной из ключевых проверок должна оставаться реакция беспилотного транспорта на оборудование организации дорожного движения в смоделированных сценариях эксплуатации.

Отдельным критически важным элементом Комаров назвал программное обеспечение беспилотников. Его обновления не должны снижать уровень безопасности, а владелец транспортного средства должен нести ответственность за несвоевременную установку таких обновлений, так как отказ от них может привести к аварийным ситуациям. Этот момент, подчеркнул он, требует чёткого прописывания в нормативных актах. Также эксперт указал на необходимость регулирования применения искусственного интеллекта на автомобильном транспорте, включая требования к позиционированию, восприятию информации, обработке данных и, что особенно важно, к самим алгоритмам работы ИИ.

Напомним, NATCAR прогнозирует кардинальную трансформацию рынка грузоперевозок в связи с внедрением беспилотных технологий. По мнению компании, высокая капиталоёмкость этих процессов приведёт к эволюции бизнес-моделей и появлению четырёх новых форматов работы на транспорте.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!