Перевозчик стал жертвой мошенничества и потерял груз
23.09.2025
Перевозчик стал жертвой мошенничества и потерял груз
История о том, как неосмотрительность и неправильное понимание законов привели к судебному разбирательству и потере груза.

Рассказываем о предпринимателе, который столкнулся с неоплатой от недобросовестного посредника — и решил, что заплатить за перевозку должен грузополучатель.
Мы уже писали о мошенниках, которые оставляют перевозчиков без оплаты. Схема их работы такова: злоумышленники получают доступ к взломанному или заброшенному аккаунту на ATI.SU. Выполняя роль посредника-экспедитора, они берут много заказов и находят для них исполнителей. Затем, получив деньги заказчиков и не расплатившись с перевозчиками, они исчезают.
Основатель юридической компании «Богатов Групп», транспортный юрист Сергей Богатов рассказал нам о перевозчике, который стал жертвой такого мошенничества.
Эта история произошла в 2020 году. Перевозчик получил от экспедитора заказ на доставку партии стройматериалов в один из регионов Крайнего Севера. В пути он понял, что денег не получит: экспедитор перестал выходить на связь и отвечать на сообщения.
Перевозчик по какой-то причине решил, что расплатиться с ним должен грузополучатель. Но договориться с грузополучателем не удалось, и тогда перевозчик принял фатальное для себя решение: удержать груз до тех пор, пока грузополучатель не оплатит перевозку.
— В таком случае единственная возможность для перевозчика — договориться с грузополучателем по-хорошему. Нередко это удаётся, но нужно понимать, что грузополучатель не обязан входить в ваше положение, — комментирует Сергей Богатов. — Перевозчик заключал договор именно с экспедитором, и требовать оплату перевозки нужно было от него, а груз в таком случае необходимо доставить получателю. В этой ситуации не было никаких оснований, чтобы удерживать груз.
Грузополучатель обратился в суд и истребовал с перевозчика груз и компенсацию за понесённые из-за затянувшегося ожидания убытки. Но пока шли разбирательства, перевозчик по неизвестной причине решил распорядиться грузом по своему усмотрению. К моменту вынесения судебного решения груза у него уже не было. Поэтому стоимость груза также была взыскана с перевозчика в судебном порядке.
Отметим, что в ряде случаев удержание груза может быть допустимой и полезной мерой. При этом важно убедиться, что удержание правомерно, и должным образом уведомить контрагента — иначе ваши действия могут быть признаны незаконными.
Как бы там ни было, изначально перевозчик мог избежать встречи с мошенниками с помощью самой простой бесплатной проверки контрагента.
— Аккаунт экспедитора буквально кричал о том, что с ним нельзя сотрудничать, — рассказывает Сергей Богатов. — У него были проблемы со звёздами, у фирмы не было ни одного ОКВЭДа, касающегося перевозок, а финансовые показатели были ужасны. Может, деньги предлагали хорошие, и перевозчик согласился. А может, он и вовсе не проверял, с кем работает.
Наш собеседник отмечает, что участники рынка автомобильных грузоперевозок зачастую не проявляют должной осмотрительности и никак не проверяют контрагентов. До 90% встреч с мошенниками и их последствий — хищений и неоплат — можно избежать, если проводить самые простые проверки.
— В первую очередь обращайте внимание на паспорт участника ATI.SU, — рекомендует Сергей Богатов. — Здесь сразу бросаются в глаза незакрашенные звёзды. Насторожить должна недавняя смена состава директоров и логистов. Если на графике активности компании заметен резкий всплеск после долгого бездействия, это очень тревожный знак: заброшенный аккаунт могли взломать или купить.
После проверки паспорта участника ATI.SU Сергей Богатов советует проверить контрагента в других сервисах, которые позволяют оценить финансовое состояние компании.
— Важно понять, в каком состоянии находится фирма, какие у неё обороты, когда в последний раз сдавались отчёты в налоговую. Иногда бывает, что отчёты не сдаются уже несколько лет, но ФНС почему-то ещё не закрыла компанию. Насторожить должна недавняя смена руководителей, например, директора, — объясняет Сергей Богатов.
Проверки контрагентов становятся по-настоящему эффективны только тогда, когда они регламентированы и поставлены на поток. Если вы чётко знаете порядок проверки и проводите их в отношении всех без исключения контрагентов — шанс встречи с мошенниками становится минимальным.
Комментарий эксперта Кеплер