Первый вице-премьер Денис Мантуров попросил о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов

Первый вице-премьер Денис Мантуров попросил о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов

Новости / Первый вице-премьер Денис Мантуров попросил о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов
logirus.ru

18.09.2025

Первый вице-премьер Денис Мантуров попросил о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов

Денис Мантуров обратился к Владимиру Путину с просьбой о выделении дополнительных 200 млрд рублей на программу льготного лизинга судов. Это позволит построить не менее 180 грузовых и пассажирских судов.

Первый вице-премьер Денис Мантуров обратился к Владимиру Путину с просьбой о дополнительном финансировании программы льготного лизинга судов в размере 200 млрд рублей. Согласно информации, полученной от источников в судостроительной отрасли, соответствующее обращение было направлено президенту в августе.

Мантуров предложил при формировании бюджета на 2026–2028 годы перераспределить 65,7 млрд рублей с других статей федерального проекта «Производство судов и судового оборудования», а также выделить дополнительные 134,3 млрд рублей для выполнения поручений правительства по загрузке строящейся Московской верфи, которая будет специализироваться на производстве электрических пассажирских судов, сообщает «РБК».

Общее увеличение финансирования на 200 млрд рублей позволит построить не менее 180 грузовых и пассажирских судов и передать их судовладельцам по льготной фиксированной ставке.

Что касается Московского судостроительного завода, то планы по его созданию были озвучены мэром Москвы Сергеем Собяниным в июне 2023 года на встрече с Владимиром Путиным. Новое предприятие строится рядом с территорией бывшего Московского судостроительного и судоремонтного завода, закрытого в 2014 году, часть которого уже занята жилым комплексом «Ривер парк».

Осенью 2024 года стало известно о намерениях столичных властей запустить Московскую верфь в начале 2025 года. Основным претендентом на управление заводом называлась компания Sitronics, которая уже контролирует верфь Emperium в Ленинградской области и Пермскую судоверфь.

В настоящее время суда Ecobus, построенные на Emperium, используются для регулярных перевозок по Москве-реке оператором «Пассажирский порт», получая субсидии от мэрии. Однако на данный момент строительство новой верфи ещё не завершено, а тендер на выбор управляющей компании не проводился.

В аппарате первого вице-премьера Дениса Мантурова все вопросы относительно дополнительного финансирования судостроительной программы переадресовали в Минпромторг, который на момент публикации не предоставил ответа на запрос РБК. От комментариев также отказались в Минтрансе, Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), при этом последняя участвует в строительстве части судов по программе.

Компания Sitronics перенаправила вопросы в свою дочернюю структуру — судостроительный завод Emperium, где заявили о поддержке мер правительства России по стимулированию спроса в судоходной отрасли.

В департаменте транспорта Москвы сообщили, что производственная программа Московской верфи в Нагатинском затоне в настоящее время находится в стадии формирования и будет представлена общественности после ввода объекта в эксплуатацию. Запуск верфи позволит обновить прогулочный флот столицы и расширить сеть регулярных маршрутов речного транспорта за счёт современных судов на электрической тяге российского производства.

Программа льготного лизинга гражданских судов была запущена в начале 2023 года распоряжением правительства № 337-р с общим объёмом финансирования 231 млрд рублей и рассчитана на период до 2028 года, при этом оператором программы назначена ГТЛК.

Первоначально планировалось, что программа будет финансироваться за счёт 136 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), 85 млрд рублей в виде кредитов и займов со сроком погашения до 2050 года, а также 10 млрд рублей из бюджета, направленных в уставный капитал ГТЛК. В рамках программы в 2023–2027 годах предполагалось построить 260 судов различных типов.

Однако в декабре правительство Михаила Мишустина приняло решение сократить программу на 33 судна для высвобождения средств на строительство двух паромов на верфи «Звезда» общей стоимостью 30 млрд рублей.

В июле РБК сообщал о том, что Минпромторг рассматривал возможность сокращения программы льготного лизинга судов на 96,2 млрд рублей, что привело бы к уменьшению количества запланированных к постройке судов на 69 единиц — до 191.

Генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров пояснил, что в большинстве сегментов грузового флота ставки фрахта остаются на низком уровне, что не позволяет судовладельцам без государственной поддержки заказывать новые суда.

По мнению эксперта, нарастить объёмы заказов на российских верфях в текущих макроэкономических условиях возможно только через расширение финансирования программы.

Сутырин также оценил, что дополнительное финансирование программы на 200 млрд рублей позволит построить около 100 грузовых судов или до 500 электросудов.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!