Пиковый сезон грузоперевозок из Китая не вызвал ожидаемого ажиотажа
24.09.2025
Пиковый сезон грузоперевозок из Китая не вызвал ожидаемого ажиотажа
Традиционно высокий сезон грузоперевозок из Китая в конце июля – сентябре не сопровождался ожидаемым ростом спроса и стоимости перевозок.

Пиковый сезон грузоперевозок из Китая, который традиционно приходится на конец июля – сентябрь и предшествует длинным октябрьским каникулам в честь «золотой недели», в текущем году не сопровождался ожидаемым ажиотажем, сообщает «Коммерсантъ». Как отмечают участники рынка, объёмы импорта если и демонстрируют рост по сравнению с предыдущими месяцами, то незначительный, а стоимость перевозок, обычно повышающаяся на треть, в этом году осталась без изменений.
По словам руководителя отдела логистики «Юнитрейда» Кирилла Лахина, в преддверии китайских праздников и российских новогодних каникул спрос традиционно резко возрастает, что вынуждает импортёров торопиться с доставкой для своевременного попадания товаров на рынок. В обычных условиях это приводит к повышению тарифов на срочные перевозки на 20–30%. Однако, как констатируют эксперты, текущий осенний сезон кардинально отличается от предыдущих лет отсутствием характерного всплеска.
Одной из ключевых причин сложившейся ситуации участники рынка называют избыток нереализованных складских запасов, накопленных в 2024 году, а также сдерживающее влияние высокой ключевой ставки. В условиях дефицита спроса крупные игроки, располагающие финансовой подушкой, вынуждены работать с минимальной рентабельностью, используя этот период для удержания и расширения клиентской базы. Подобная стагнация, по мнению экспертов, отражает общее замедление экономической активности и снижение объёмов импорта.
Заместитель гендиректора по развитию ГК «Деловые линии» Дмитрий Хрущалёв допускает, что определённое оживление спроса может произойти в октябре-ноябре перед новогодними праздниками в России, однако значительного ажиотажа не прогнозируется. Стимулировать импорт в будущем могут предпраздничный всплеск розничных продаж, а также планируемая индексация экологического сбора с 2026 года.
Директор направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша отмечает увеличение числа отгрузок на 10–15%, однако предупреждает, что этот рост не отражает общую рыночную динамику. Он объясняет его независимыми факторами, такими как старт нового сезона в сегменте одежды и обуви, когда импортёры традиционно начинают завоз моделей 2026 года в октябре-ноябре независимо от уровня транспортных тарифов.
При этом на внутрироссийском рынке наблюдается сезонный рост: по данным платформы «Монополия», средневзвешенная ставка по автоперевозкам в сентябре достигла 72,1 рубля за километр, что почти на 6% выше июньского и на 9% выше майского показателя. Для сравнения, в прошлом году сезонное повышение тарифов было минимальным – всего 0,8% с мая по сентябрь.
В сегменте международных перевозок учредитель VIG Trans Игорь Ребельский констатирует повышенный спрос на железнодорожные перевозки из Китая. Ставки в сервисах «море плюс железная дорога» через Дальний Восток пока остаются стабильными, но со второй декады октября ожидается рост на 100–200 долларов за 40-футовый контейнер. В прямом железнодорожном сообщении уже зафиксировано повышение цен, связанное с подорожанием выдачи порожних контейнеров в Юго-Восточной Азии.
Участники рынка сходятся во мнении, что отсутствие ажиотажа вызвано двумя основными причинами: перенасыщением складов товарами, закупленными ещё в конце 2024 года и не распроданными до сих пор, а также высокой ключевой ставкой, которая ограничивает возможности потребительского кредитования.
Комментарий эксперта Кеплер