Правительство РФ внесло в Госдуму масштабный законопроект с изменениями в налоговое законодательство
30.09.2025
Правительство РФ внесло в Госдуму масштабный законопроект с изменениями в налоговое законодательство
Законопроект вносит комплексные изменения в налоговое законодательство, затрагивая основные налоги и специальные режимы.

Правительство РФ внесло в Госдуму масштабный законопроект с комплексными изменениями в налоговое законодательство. Эти поправки затронут все основные налоги и специальные режимы.
В сфере налогового администрирования власти уточняют работу с единым налоговым счётом (ЕНС). Законопроект конкретизирует, как учитывать на ЕНС решения о досрочном прекращении отсрочек и об отказе в налоговых вычетах. Для снижения нагрузки на бизнес предлагают отменить подачу уведомлений по имущественным налогам, а также по НДФЛ и страховым взносам, если компания уже представляла эти данные ранее.
Существенно меняются правила предоставления отсрочек по налогам. Теперь на них смогут претендовать компании с сезонной деятельностью, где объёмы работ падают более чем на 50% из-за климатических условий или снижения спроса. Максимальный срок инвестиционного налогового кредита увеличивают с 5 до 10 лет. Банковские гарантии для получения отсрочки можно будет предоставлять только в электронном виде.
Меняются условия налогового мониторинга. Вместо обязательного соответствия трём критериям компаниям будет достаточно соответствовать любому одному из них — по выручке, активам или сумме уплаченных налогов. Налоговики получат право проводить осмотры и выемку документов у участников мониторинга при выявлении нарушений.
Ключевое изменение — повышение основной ставки НДС с 20% до 22%. Одновременно, чтобы пресечь схемы искусственного дробления бизнеса для ухода от налогообложения, законопроект предусматривает сокращение предельного размера доходов с 60 до 10 миллионов рублей. Это ограничение будет применяться для перехода на упрощённую систему налогообложения (УСН). Кроме того, для налогоплательщиков на УСН сокращается перечень операций, освобождаемых от НДС, что направлено на ограничение их освобождения от обязанностей по исчислению и уплате этого налога.
Также законопроект предусматривает большую гибкость в отказе от применения нулевой ставки НДС. Налогоплательщики получат возможность отказаться от неё не только при экспорте товаров и сопутствующих работ и услуг, но и в отношении работ и услуг, оказываемых при международных перевозках импортируемых товаров. Кроме того, право на отказ от нулевой ставки распространят и на тех налогоплательщиков, которые применяют пониженные ставки в 5% или 7%.
В налогообложении прибыли организаций одним из ключевых изменений стало продление до 2030 года действия нормы, которая ограничивает возможность уменьшения налоговой базы текущего периода на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах. Это означает, что компании будут и дальше иметь ограничения по переносу убытков на будущее.
Законопроект уточняет правила применения инвестиционного налогового вычета. Теперь этот вычет смогут применять не только компании, непосредственно осуществившие капитальные вложения, но и любые лица, входящие с ними в одну группу, независимо от отрасли их деятельности.
Вносится важное уточнение в порядок применения повышающего коэффициента 2 к расходам на приобретение прав на использование программ для ЭВМ и баз данных по лицензионным соглашениям. Цель нововведения — исключить возможность многократного применения этого коэффициента в рамках одной цепочки получателей лицензий, когда один и тот же актив учитывается с льготой несколько раз.
Вносится ясность в учёт безнадёжных долгов. В их состав теперь можно будет включать права требования, приобретённые новым гарантирующим поставщиком у предыдущего по номинальной стоимости как условие осуществления деятельности. Также безнадёжными долгами признаются права требования, приобретённые профессиональными коллекторскими организациями по тем кредитным обязательствам, которые соответствуют установленным основаниям для признания их безнадёжными.
Для малого бизнеса снижают предельные значения доходов для применения патента и УСН. При этом из патента исключают стационарную торговлю и грузоперевозки. ИП получат право корректировать заявление на патент при изменении физических показателей.
Также предлагается кардинально изменить порядок администрирования имущественных налогов для юридических лиц, переложив бремя их расчёта с бизнеса на государство. Речь идёт о транспортном налоге, земельном налоге и налоге на имущество организаций, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно законопроекту, обязанность по исчислению сумм этих налогов полностью переходит от организаций-плательщиков к налоговым органам. Это означает, что компании больше не должны самостоятельно рассчитывать налоговые обязательства, готовить и сдавать налоговые декларации по этим платежам. ФНС России будет сама рассчитывать сумму налога, используя данные из государственных реестров о зарегистрированных транспортных средствах, земельных участках и объектах недвижимости, а также сведения о кадастровой стоимости.
В страховых взносах с 2026 года компании должны будут начислять взносы с выплат руководителям исходя из МРОТ, если их доходы ниже этого уровня. Для ИТ-компаний пониженный тариф взносов повышают до 15% в пределах установленной базы, при этом «сколковские» резиденты теряют эту льготу. Одновременно отменяют льготы по страховым взносам для всех МСП — сохранят их только для компаний в приоритетных отраслях по списку Правительства.
Напомним, наибольшую озабоченность у экспертов вызывает снижение порога доходов для уплаты НДС предприятиями на УСН до 10 млн рублей. По оценкам председателя «Опоры России» Александра Калинина, это затронет около 800 тыс. компаний против 200 тыс. при действующем пороге, причём ранее обсуждался более мягкий вариант — 30 млн рублей. Основные риски для микробизнеса связаны с усложнением администрирования, штрафами за ошибки и ростом расходов на бухгалтерское сопровождение.
Комментарий эксперта Кеплер