Правительство России планирует увеличить утилизационный сбор для физических лиц
10.10.2025
Правительство России планирует увеличить утилизационный сбор для физических лиц
С 1 ноября правительство России планирует резко увеличить утилизационный сбор для физических лиц, импортирующих мощные легковые автомобили. Это вызвало масштабную критику и митинг во Владивостоке.

Правительство России с 1 ноября планирует резко увеличить утилизационный сбор для физических лиц, импортирующих мощные легковые автомобили, что вызвало масштабную критику, отмечает сооснователь и директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков. Проект постановления собрал свыше 100 тысяч негативных оценок, а во Владивостоке, ключевом пункте ввоза иномарок, власти согласовали митинг против этих изменений.
Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году как меру поддержки отечественного автопрома в связи со вступлением страны в ВТО. Правила и тарифы постепенно менялись, поначалу раз в год, а потом чаще. Резкий рост тарифов начался с 2022 года, отметил эксперт.
Текущий законопроект, по словам Сергея Целикова, поднял настоящую бурю негодования. Эксперт выделяет два ключевых аспекта в новом регулировании. Первый аспект — изменение ставок «коммерческого утиля» в зависимости от мощности двигателя. Сергей Целиков прогнозирует, что этот рост бизнес в конечном счёте «проглотит». Второй и наиболее спорный аспект — отмена льгот для физических лиц, которые ввозят автомобили мощностью свыше 160 л. с. «для себя», без последующей перепродажи в течение года. Утилизационный сбор в этом случае становится заградительным тарифом, и смысл привозить такие машины полностью пропадает, подчёркивает эксперт.
Масштаб потенциальных последствий иллюстрируют данные импорта. По информации Сергея Целикова, за девять месяцев 2025 года физические лица ввезли уже более 400 тысяч легковых автомобилей, как новых, так и с пробегом. Автомобили мощностью свыше 160 л. с. занимают ровно половину от этого объёма, то есть около 200 тысяч машин. Фактически новация затронет каждый второй автомобиль, ввозимый частными лицами.
Сергей Целиков предлагает альтернативный путь решения задачи, стоящей перед регуляторами, — увеличение поступлений в бюджет при одновременном снижении протестной волны. По его мнению, введение шкалы в зависимости от мощности для коммерческого утилизационного сбора пройдёт относительно спокойно и даст существенный прирост сборов. Вместо полной отмены льгот для частных лиц с мощными автомобилями он рекомендует изменить сам тариф. В настоящее время он составляет 5200 рублей за новый и 3400 рублей за подержанный автомобиль. Эксперт видит два варианта: либо ввести ступенчатую шкалу, например, от 10 до 100 тысяч рублей, либо просто увеличить тариф в десять раз, установив его на уровне 34–52 тыс. рублей.
Такой подход, по его расчётам, при средней цене импортируемого автомобиля в 2 миллиона рублей добавит к его стоимости всего 2–3%, что будет нормально воспринято потребителями. Одновременно это даст бюджету дополнительно 20–30 миллиардов рублей поступлений в год.
При этом Целиков настаивает, что вводить заградительный тариф именно на автомобили мощностью свыше 160 л. с. неразумно. Это решение лишит рынок большого сегмента интересных и нужных покупателям моделей и, кроме того, поставит крест на развитии в стране рынка электромобилей и подключаемых гибридов, которые часто обладают высокой мощностью.
Комментарий эксперта Кеплер