Правительство России утвердило план по сокращению времени досмотра грузовых автомобилей на границе
18.11.2025
Правительство России утвердило план по сокращению времени досмотра грузовых автомобилей на границе
Цель — сократить время досмотра грузовых автомобилей на границе до 10 минут к 2030 году. Для этого потребуется глубокая технологическая модернизация и изменения в законодательстве.
Правительство России утвердило комплексный план по сокращению времени досмотра грузовых автомобилей на границе до 10 минут к 2030 году. Эта цель, установленная в послании президента Федеральному собранию, потребует глубокой технологической модернизации и изменений в законодательстве. Детали проекта раскрыли представители Минтранса, ФТС и бизнеса на форуме «Транспортная неделя – 2025».
Заместитель министра транспорта Валентин Иванов представил конкретные шаги по реализации поручения. Уже разработаны две дорожные карты: одна, утверждённая вице-премьером Виталием Савельевым, включает 43 мероприятия, а вторая касается изменений 21 нормативного правового акта. Ключевым элементом станет создание интеллектуальных пунктов пропуска.
Иванов выделил пять основных задач для достижения 10-минутного норматива:
- Обеспечить заблаговременную подачу перевозчиком всей информации о грузе, транспортном средстве и водителе не менее чем за два часа до прибытия.
- Полный отказ от бумажного документооборота, за исключением паспорта водителя.
- Организация всего контроля в рамках одной остановки автомобиля.
- Масштабное оснащение пунктов пропуска оборудованием, таким как портальные инспекционно-досмотрные комплексы, системы автоматизированного досмотра днища и весогабаритного контроля.
- Развитие прилегающей инфраструктуры, включая создание «иных мест прибытия и убытия» для сложных грузов.
Для этого потребуются изменения в федеральное законодательство. Минтранс прорабатывает законопроект, который придаст интеллектуальной системе пункта пропуска статус государственной информационной системы (ГИС), сделав её единым окном для всех контрольных органов.
Параллельно с трансформацией автомобильных пунктов пропуска Федеральная таможенная служба ведёт активную работу по ускорению процедур и на других видах транспорта.
Особое внимание уделяется морским пунктам пропуска. ФТС активно продвигает технологию «выпуск товара с борта судна». Её суть заключается в том, что декларирование и выпуск грузов, находящихся на контейнеровозе, происходят сразу после входа судна в территориальные воды России, ещё до его швартовки в порту.
Однако внедрение этой технологии сталкивается с неожиданным вызовом — отсутствием заинтересованности со стороны части бизнеса.
Евгений Антипов, заместитель генерального директора СМАП, несмотря на полную поддержку инициатив властей, указал на ряд системных рисков, требующих дополнительного внимания. Подчёркивая важность перехода на электронные разрешительные и товаросопроводительные документы, он обратил внимание на асимметричную готовность международных партнёров.
Комментарий эксперта Кеплер