При строительстве автодорог в РФ недоплатили 9,5 млрд рублей налогов
24.12.2025
При строительстве автодорог в РФ недоплатили 9,5 млрд рублей налогов
Федеральная налоговая служба выявила крупные налоговые недоплаты у компаний, занимающихся строительством автодорог в России. Это может привести к банкротству многих организаций и создать сложности для реализации инфраструктурных проектов.
При строительстве автодорог в РФ недоплатили 9,5 млрд рублей налогов, выяснили «Известия». По статистике арбитражных судов за 2024–2025 годы, средняя сумма налоговых претензий составила 300–700 млн для крупных компаний. В частности, они занимались строительством скоростных автострад М-12, М-4 «Дон», Р-22 «Каспий», дорог в Подмосковье.
До 60% организаций не смогут выплатить налоговые долги и вполне вероятно обанкротятся, около 30% стройфирм уже проходят эту процедуру, рассказали эксперты. Как это может повлиять на стройку в 2026 году и получится ли быстро заменить ушедшие с рынка организации — в материале «Известий».
Десятки компаний дорожного строительства столкнулись с необходимостью оплатить существенные налоговые доначисления. Федеральная налоговая служба (ФНС) выставила дорожникам общие претензии на сумму свыше 9,5 млрд рублей сразу за несколько лет. Это стало известно из результатов арбитражных судов за 2024–2025 годы, с которыми ознакомились «Известия».
К примеру, компании «СК «Дорлидер» единовременно доначислено более 776 млн рублей, в том числе 248 млн рублей штрафов и пеней. Из-за невозможности сразу оплатить долг фирма объявила себя банкротом. Более 584 млн рублей дополнительных налогов начислено и «Автодор-Тамбов». АО «Центрдорстрой» (ЦДС) доначислено более 106 млн рулей налоговых претензий.
Из судебных решений следует, что нарушители использовали фиктивный документооборот, выражающийся в несуществующих операциях с «техническими» контрагентами, то есть в формировании «бумажного НДС» и «выводе денег в теневой оборот», отметил руководитель агентства «Контроль рисков» Алексей Кожевников.
«Способы ухода от налогов одинаковы. Бизнес дробится на цепочки контрагентов, и через них проводятся средства, благодаря чему снижаются НДС и налог на прибыль», — рассказал он «Известиям».
По его словам, ФНС при проведении плановых проверок выявляет эти схемы и доначисляет налоги сразу за весь проверяемый трёхлетний период, поэтому суммы получаются немаленькие. В целом строители дорог столкнулись с доначислениями на сумму в 9,5 млрд рублей, отметил Алексей Кожевников.
«Известия» направили запросы в Минфин, Минтранс, Минстрой, ФНС и в перечисленные строительные компании.
Эксперты считают, что быстро заменить ушедшие компании будет трудно, из-за чего ряд инфраструктурных проектов могут испытывать сложности с выбором подрядчиков.
Комментарий эксперта Кеплер