Проблемные активы в лизинговой отрасли выросли в полтора раза

Проблемные активы в лизинговой отрасли выросли в полтора раза

Новости / Проблемные активы в лизинговой отрасли выросли в полтора раза
logirus.ru

30.09.2025

Проблемные активы в лизинговой отрасли выросли в полтора раза

Объём проблемных активов в лизинговой отрасли увеличился в первом полугодии 2025 года до почти 500 млрд рублей из-за снижения платёжеспособности клиентов и высоких процентных ставок.

В первом полугодии 2025 года объём проблемных активов в лизинговой отрасли увеличился в полтора раза, достигнув почти 500 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ». Основными причинами такой ситуации стали снижение платёжеспособности клиентов из-за сохраняющихся высоких процентных ставок, а также последствия агрессивного роста рынка в предыдущие годы. При этом участники рынка и аналитики констатируют замедление негативной динамики и отмечают совершенствование механизмов реализации изъятой техники.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», за шесть месяцев 2025 года доля обесценённых активов в чистых инвестициях в лизинг выросла на 2,7 п. п., составив 8,3%. В денежном выражении, по оценкам издания «Коммерсантъ», объём проблемных активов достиг 490 млрд рублей, показав почти полуторократный прирост за полугодие.

В структуре проблемных активов наиболее значительно увеличилась доля изъятого имущества — с 3,3% до 5,5%, тогда как доля просроченной задолженности свыше 90 дней выросла с 2,3% до 2,8%. В «Эксперт РА» объясняют такую динамику ухудшением платёжеспособности лизингополучателей в условиях высоких ставок, а также реализацией рисков, накопленных в период агрессивного роста при снижении уровня авансов в 2023 — первом полугодии 2024 года.

Согласно информации агентства, по итогам первого полугодия 2025 года объём нового бизнеса лизинговых компаний составил 813 млрд рублей. Чистые инвестиции в лизинг и активы в операционной аренде сократились с начала года на 2%, до 5,9 трлн рублей. При этом наблюдается устойчивая зависимость между размером компании и качеством её портфеля, как отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Роман Романовский.

Подавляющее большинство изъятий техники — 64% от общего объёма — пришлось на грузовые автомобили категории HCV. Например, в текущем стоке «Европлана» находится порядка 5 тыс. изъятых единиц техники, из которых примерно 40% составляют коммерческие автомобили различных классов, 30% — легковой транспорт и ещё 30% — самоходная техника, автобусы и прицепы.

Аналитики «Эксперт РА» поясняют, что значительная часть грузовиков была приобретена и передана в лизинг по завышенным ценам в период дефицита техники и роста утилизационного сбора. Однако сложившаяся ситуация с высокими процентными ставками, снижением тарифов на грузоперевозки и ухудшением финансового состояния бизнеса привела к схлопыванию этого ценового пузыря и волне изъятий HCV.

Представители рынка подтверждают улучшение ситуации: в «Европлане» сообщают о стабильном объёме стока без выраженной динамики, где ежемесячный приток и реализация составляют около 1 тыс. автомобилей. Во «Флит Автолизинге» пик изъятий пришёлся на второй квартал 2025 года, а по предварительным данным гендиректора ГК «Флит» Сергея Савинова, в третьем квартале объём изъятий снизится до уровня конца 2024 года. В «Регион Лизинге» также констатируют замедление темпов роста просрочки и изъятий по сравнению с первым полугодием.

Тем не менее эксперты пока не готовы утверждать, что пик роста проблемной задолженности пройден. Директор департамента аудита Kept Максим Присталов указывает на сохраняющуюся проблему затоваривания складов лизинговым имуществом, для реализации которого требуется время. В лизинговых компаниях связывают улучшение ситуации с смягчением денежно-кредитной политики.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!