Распространённые ошибки при таможенном оформлении
09.11.2025
Распространённые ошибки при таможенном оформлении
Руководитель клиентского отдела «КВТ» Иван Смеричинский в ходе отраслевого вебинара разобрал самые распространённые и финансово опасные ошибки при таможенном оформлении: неверное определение кода ТН ВЭД, занижение таможенной стоимости и несоответствие данных о грузе.
Неправильное определение кода ТН ВЭД, занижение таможенной стоимости и несоответствие данных о грузе остаются самыми распространёнными и финансово опасными ошибками при таможенном оформлении. Руководитель клиентского отдела «КВТ» Иван Смеричинский в ходе отраслевого вебинара подробно разобрал каждую из этих проблем, подчеркнув, что они приводят не только к доначислению платежей, но и к конфискации товара.
Первой и наиболее значимой ошибкой эксперт назвал неверное определение кода ТН ВЭД. «Для точного определения кода ТН ВЭД необходим полный пакет технической документации и данные о составе товара. Например, при поставке металла ключевое значение имеет химический состав сплава. Для текстиля принципиален процентный состав: 100% хлопок, смесь полиэстера с хлопком или материалы с добавлением эластана», — пояснил Смеричинский. Он отметил, что любое качественное изменение товара, его состава влияет на цифру этого кода и, соответственно, на величину таможенной пошлины.
Второй распространённой ошибкой Смеричинский выделил занижение таможенной стоимости. «Самая распространённая ошибка импортёров — занижение таможенной стоимости. Это прямая попытка уменьшить таможенные платежи. Подобные действия считаются нарушением и влекут за собой доначисление, значительные штрафы и другие санкции со стороны таможенных органов», — констатировал он.
Третья типичная проблема — несоответствие заявленных данных о грузе фактическим параметрам. «Типичная ошибка — несоответствие заявленных данных фактическим. Рассмотрим на примере: партия футболок имеет вес 900 кг, с которого и должна взиматься пошлина. Однако импортёр, стремясь минимизировать платежи, указывает в декларации лишь 750 кг. Подобные действия квалифицируются как занижение таможенной стоимости и влекут за собой применение штрафных санкций», — привёл пример эксперт.
Отдельно Смеричинский остановился на рисках использования серых брокеров или технических импортёров. «Типичная ситуация для новичков во внешнеэкономической деятельности — нежелание ввозить товар по собственному контракту. Вместо этого они прибегают к услугам посредника: сторонняя организация закупает товар и перепродает его им уже на территории РФ в растаможенном виде, с полным пакетом документов», — описал схему эксперт.
Он предупредил, что такая практика опасна, поскольку проверить достоверность сведений, заявленных таким брокером, сложно. «Напоминаем, что срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров составляет 3 года. При этом высока вероятность, что недобросовестный брокер за этот период может быть ликвидирован. В такой ситуации таможенные органы правомочны выйти по цепочке контрагентов на конечного импортёра, который пользовался его услугами. Особенно серьёзные последствия наступают при доначислении сумм, превышающих один миллион рублей, так как это уже является основанием для возбуждения уголовного дела», — резюмировал Смеричинский.
Эксперт также напомнил об административной ответственности за нарушения. По КоАП РФ штрафы могут достигать полуторакратного или двукратного размера неуплаченных таможенных платежей с конфискацией товара. За ввоз товара без обязательной разрешительной документации или маркировки штрафы составляют от 50 до 300 тысяч рублей, также с конфискацией.
Комментарий эксперта Кеплер