Рекордный импорт подержанных автомобилей в Россию в сентябре 2025 года

Рекордный импорт подержанных автомобилей в Россию в сентябре 2025 года

Новости / Рекордный импорт подержанных автомобилей в Россию в сентябре 2025 года
logirus.ru

21.10.2025

Рекордный импорт подержанных автомобилей в Россию в сентябре 2025 года

В сентябре 2025 года в Россию было ввезено рекордное за два года количество подержанных легковых автомобилей — 48,4 тысячи единиц. Основной поток машин с пробегом идёт из Японии, Китая и Южной Кореи. Ожидается ужесточение правил расчёта утилизационного сбора, что может радикально изменить рынок.

В сентябре 2025 года в Россию ввезли рекордное за два года количество подержанных легковых автомобилей — 48,4 тысячи единиц, причём практически весь объём импорта обеспечили физические лица. Согласно данным агентства «Автостат», основной поток машин с пробегом по-прежнему идёт из Японии, однако её доля за три месяца сократилась с 48% в июне до 39% в сентябре. Доля Китая, напротив, выросла с 14% до более чем 20%, а Южная Корея сохранила свою долю на уровне 22%.

Структура импорта демонстрирует устойчивые предпочтения покупателей. Марка Toyota остаётся безусловным лидером с долей 19% в сентябре, за ней следует Honda с 15%. В пятёрку наиболее популярных марок также вошли BMW, Kia и Volkswagen с долями от 6% до 9%. Среди конкретных моделей выделяются Toyota Corolla и Honda Freed.

Резкий рост импорта напрямую связан с ожидаемым ужесточением правил расчёта утилизационного сбора. Минпромторг предложил привязать льготные ставки для физических лиц к мощности двигателя. Согласно проекту постановления, льготы в размере 3,4 тысячи рублей для новых авто и 5,2 тысячи рублей для машин старше трёх лет сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 л.с. Владельцы более мощных моделей будут вынуждены платить по коммерческим тарифам.

Эксперты прогнозируют, что нововведение радикально изменит рынок. Основатель компании «Фаворит Моторс» Владимир Попов заявил, что для ряда популярных моделей платежи вырастут кратно. По его оценкам, утильсбор для Kia Sorento (194 л.с.) может достичь 1,9 млн рублей, для Hyundai Palisade — 2–2,2 млн рублей, для BMW X5 — 2,7 млн рублей, а для Cadillac Escalade — почти 2,9 млн рублей. Попов считает, что это приведёт к исчезновению ценового преимущества серого импорта и сокращению его объёмов на 25–35% в течение шести-девяти месяцев.

Изначально новые правила планировалось ввести 1 ноября 2025 года, однако в середине октября первый вице-премьер Денис Мантуров поручил Минпромторгу проработать отсрочку по просьбе «Деловой России». Позднее появилась информация о возможном переносе на 1 декабря. Важно, что отсрочка может коснуться всех положений проекта и распространиться на всех граждан, решивших купить автомобиль, а не только на тех, кто оформил покупку до 12 сентября.

Власти признают, что предыдущие изменения в законодательстве имели негативные последствия для бюджета. Министр промышленности Антон Алиханов заявил, что индексация сбора привела к уходу части импортёров в тень. В результате доходы федерального бюджета от этого платежа не выросли, а сократились. По словам министра, в этом году сбор как доходный источник существенно уменьшился, что вынудило ведомство секвестировать более 110 млрд рублей и предложить сократить расходы ещё на 124 млрд рублей. Эти средства, составляющие две трети бюджета Минпромторга, направляются на поддержку автостроения, самолётостроения, промышленной робототехники и других отраслей.

Алиханов подчеркнул, что власти не планируют взимать увеличенный сбор с машин мощностью до 160 л.с., к которым, по его словам, относится более 80% автомобилей в стране.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!