Российские нефтетрейдеры ожидают снятия ограничений на экспорт дизельного топлива
27.11.2025
Российские нефтетрейдеры ожидают снятия ограничений на экспорт дизельного топлива
Ожидается, что с 1 января 2026 года будут сняты правительственные ограничения на экспорт дизельного топлива. Это может привести к увеличению объёмов поставок на мировой рынок.
Российские нефтетрейдеры ожидают снятия правительственных ограничений на экспорт дизельного топлива с 1 января 2026 года. По информации Центра ценовых индексов, некоторые поставщики уже подали заявки на отгрузки январских объёмов.
Напомним, что с 1 октября и до конца года правительство разрешило экспорт дизтоплива только нефтеперерабатывающим заводам, одновременно продлив запрет на поставки бензина за рубеж для всех участников рынка. Эти меры были приняты на фоне рекордных биржевых котировок и дефицита топлива в отдельных регионах.
Динамика внутренних цен свидетельствует о стабилизации рынка. Как отмечает директор ЦЦИ Роман Соколов, стоимость летнего дизтоплива снижается шестую неделю подряд, а зимнего — четвёртую. По его мнению, снятие ограничений позволит оперативно нарастить экспорт нефтепродуктов, однако решающим фактором для годовых объёмов морских поставок станет конкуренция мировых цен с внутренними.
Кирилл Бахтин, руководитель центра по аналитике российских акций БКС, указывает, что средняя арифметическая цена видов дизтоплива сейчас примерно на 8% выше июльских оптовых котировок. Аналитик полагает, что целевой уровень для отмены экспортного запрета должен соответствовать показателям августа, то есть периоду до начала внеплановых ремонтов на НПЗ. Власти, вероятно, будут принимать решение исходя из ценовой динамики ближайших недель.
Эксперты подчёркивают сезонный аспект рынка. Управляющий партнёр трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко считает снятие ограничений оправданным, поскольку зимой внутренний рынок потребляет преимущественно зимние сорта дизтоплива, а излишки летнего топлива логично направлять на экспорт. При этом он предупреждает, что возобновление экспорта для непроизводителей может создать upward pressure на биржевые цены.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов также допускает отмену запрета в связи со значительным профицитом производства летнего и межсезонного топлива.
Статистика ЦЦИ показывает, что экспорт дизтоплива и газойля из российских портов в первой половине ноября вырос на 4% до 91 тыс. тонн в сутки благодаря поставкам в Турцию и Западную Африку, однако остался на 18% ниже прошлогоднего уровня из-за сложностей с отгрузками из Новороссийска и Туапсе. Параллельно отгрузки нафты сократились на 10% месяц к месяцу, до 47 тыс. тонн в сутки.
Данные S&P Global Commodities at Sea подтверждают тенденцию: азиатские покупатели в ноябре начали сокращать закупки — поставки в Индию, Китай и на Тайвань упали на 57–80% по сравнению с октябрём.
Существенным фактором становится рост логистических издержек. Аналитики ЦЦИ фиксируют увеличение стоимости перевозки светлых нефтепродуктов из-за глобального дефицита танкеров, особенно типа Handysize (30 тыс. тонн). Нехватка судов в Северо-Западной Европе и Средиземноморье связана с активным спросом и перераспределением флота в другие регионы.
Ставки фрахта на перевозки из России в период 17–23 ноября выросли на 9–20%: например, транспортировка из Чёрного моря в Западную Африку подорожала на 16% до $53 за тонну, а из Балтики в Средиземное море — на 20% до $45 за тонну.
Напомним, ранее президент России Владимир Путин подписал указ о введении с 1 октября 2025 года по 1 мая 2026 года моратория на обнуление выплат по топливному демпферу. Одновременно документ отменяет дополнительный акциз на производство зимнего дизельного топлива путём смешения летних сортов с авиационным керосином вне нефтеперерабатывающих заводов. Эти меры направлены на стабилизацию цен на внутреннем рынке и поддержку производителей.
Комментарий эксперта Кеплер