Рост стоимости морской контейнерной перевозки из Шанхая в порты Северо-Запада России
19.12.2025
Рост стоимости морской контейнерной перевозки из Шанхая в порты Северо-Запада России
В середине декабря 2025 года стоимость морской контейнерной перевозки из Шанхая в порты Северо-Запада России достигла $6159 за стандартный 40-футовый контейнер.
В середине декабря 2025 года стоимость морской контейнерной перевозки из Шанхая в порты Северо-Запада России продолжила рост, достигнув $6159 за стандартный 40-футовый контейнер. Об этом сообщает Центр экономического прогнозирования «Газпромбанка» в своем Telegram-канале.
Согласно данным Контейнерного индекса ЦЦИ, показатель вырос на 6% по сравнению с ноябрем, хотя и остается на 31% ниже прошлогодних значений. На удорожание повлияли как повышение фрахтовых ставок на ключевом китайском направлении, так и рост регулируемых тарифов на железнодорожном плече внутри России.
С учетом данной ставки фрахта, при стандартной загрузке контейнера в 20 тонн, стоимость перевозки одного килограмма импортного груза морским путем составляет примерно 25 рублей. Для сравнения: стоимость авиационной перевозки аналогичных грузов из Китая на уровне около 400 рублей за килограмм. Таким образом, цена авиадоставки превосходит морскую в 16 раз, отмечают аналитики Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка». Несмотря на столь существенную разницу, в условиях повышения НДС в 2026 году авиаперевозки остаются единственным способом успеть доставить товары до вступления в силу новых фискальных правил, в то время как морская логистика с ее длительным циклом такой возможности уже не дает.
Текущая стоимость российской контейнерной логистики резко контрастирует с глобальными тарифами, подчеркивают аналитики Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка». Разрыв с международным композитным индексом Drewry достиг $4200 за один 40-футовый контейнер. Проще говоря, доставка одного контейнера из Азии в Москву сейчас стоит столько же, сколько перевозка трех контейнеров по основным мировым торговым маршрутам с Востока. Эта ситуация создает дополнительное ценовое давление на себестоимость импорта и ставит российских получателей грузов в менее конкурентные условия по сравнению с участниками глобальной торговли.
Напомним, рынок контейнерных перевозок демонстрирует редко наблюдавшийся ранее раскол по ключевым направлениям. Согласно данным аналитической платформы Xeneta от 4 декабря, в конце ноября 2025 года сложилась ситуация «двух скоростей». На транстихоокеанском направлении из Азии в США перевозчики безуспешно пытаются остановить обвал ставок. В то же время на европейских маршрутах, особенно в Средиземноморье, стратегическое сокращение пропускной способности обеспечивает судоходным компаниям значительный рост доходов.
Комментарий эксперта Кеплер