Рост вторичного рынка грузовых автомобилей в России в сентябре 2025 года
08.10.2025
Рост вторичного рынка грузовых автомобилей в России в сентябре 2025 года
В сентябре 2025 года вторичный рынок грузовых автомобилей в России показал рост на 7% в годовом сопоставлении, достигнув 24 622 единиц перерегистрированных автомобилей.

Вторичный рынок грузовых автомобилей в России показал рост в сентябре 2025 года, увеличившись на 7% в годовом сопоставлении. Количество перерегистраций достигло 24 622 единиц против 22 990 годом ранее, также зафиксирован прирост на 5,5% по сравнению с августом. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат Инфо».
Несмотря на сентябрьское оживление, совокупный результат за три квартала остаётся отрицательным. За январь — сентябрь 2025 года было перерегистрировано 207 883 грузовика, что на 5% ниже показателя прошлого года. Аналитики отмечают, что текущий месячный объём сделок стабилизировался на уровне 21–25 тысяч единиц, который стал новой нормой для рынка.
Структура спроса демонстрирует заметное усиление позиций китайских производителей. В сентябре лидером остаётся КамАЗ с долей 23,7% (5 838 единиц, +6% г/г). На втором месте ГАЗ, занявший 8,8% рынка (2 176 единиц, +4% г/г). Вместе российские бренды контролируют 32,5% вторичного рынка. При этом китайские Shacman и Sitrak вошли в тройку самых быстрорастущих марок: продажи Shacman выросли на 56% до 1 438 единиц, а Sitrak — на 224% до 1 183 единиц. В сумме китайские бренды, включая FAW, формируют уже около четверти всех сделок на вторичном рынке.
Европейские производители продолжают терять присутствие. Volvo сохраняет стабильный спрос с результатом 1 327 единиц, несмотря на небольшое снижение на 4%. В то же время Scania и MAN сократили продажи на 23% и 24% соответственно, Mercedes-Benz демонстрирует снижение на 13%.
В модельном разрезе наибольший рост показали магистральные тягачи и самосвалы. Спрос на КамАЗ-5490 вырос на 70% до 1 123 единиц, а на китайский Sitrak C7H — на 283% до 789 единиц. Значительный прирост также продемонстрировали Shacman SX 331 и FAW J6. Среди проседающих моделей — Mercedes Actros и КамАЗ-43118. Оживился сегмент среднетоннажных грузовиков, о чём говорит рост перерегистраций ГАЗон NEXT на 12%.
В накопленном итоге за девять месяцев КамАЗ сохраняет лидерство с долей 24,5%, хотя его продажи снизились на 8%. ГАЗ находится на второй позиции с результатом 9,4% рынка. Среди импортных марок выделяются Shacman и Sitrak, которые стали главными бенефициарами перестройки рынка: их продажи выросли на 33% и 155% соответственно. Европейские бренды, включая Volvo, Scania, MAN и Mercedes, демонстрируют двузначное снижение.
Сентябрьский рост подтверждает сезонный фактор осеннего оживления, но не меняет общий тренд. Рынок отдаёт предпочтение более доступным и сервисно обеспеченным моделям российского и китайского производства, в то время как парк в целом обновляется медленнее, чем в предыдущие периоды.
Напомним, ключевые китайские производители коммерческих автомобилей, включая Dongfeng, SITRAK, Shacman, FAW и Foton, фактически приостановили поставки новой техники на российский рынок и утратили свои позиции после отзыва сертификатов соответствия. Восстановление их доли напрямую зависит от скорости договорённостей о локализации и перезапуска продаж, и даже при благоприятном сценарии этот процесс займёт не менее года.
Комментарий эксперта Кеплер