Рынок тяжёлой техники нуждается в господдержке и новых инфраструктурных проектах
11.09.2025
Рынок тяжёлой техники нуждается в господдержке и новых инфраструктурных проектах
Продажи грузовиков в России стремительно падают, и эксперты отмечают необходимость государственной поддержки и крупных инфраструктурных проектов для восстановления рынка.

Продажи грузовиков продолжают стремительное падение: по итогам августа реализация этой техники сократилась на 60%. Причём в отличие от легковых машин, тяжёлые автомобили из КНР потеряли гораздо больше покупателей, чем рынок в целом. Крайне сложную ситуацию в этом сегменте эксперты объясняют рекордными продажами коммерческой техники в предыдущие годы и высокой ключевой ставкой.
Без серьёзной государственной поддержки, направленной на стимулирование спроса, и крупных инфраструктурных проектов восстановление рынка грузовиков будет очень сложным и длительным, отмечают специалисты.
По итогам августа в России было продано 3682 тяжёлых грузовика (массой свыше 16 тонн). Об этом в ходе онлайн-конференции «Автостат. Оперативка» рассказал исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По сравнению с августом прошлого года падение рынка HCV (Heavy Commercial Vehicle) составило 60%, а по итогам восьми месяцев продажи этой техники упали на 57%, добавил он.
В отличие от рынка легковых машин, где в июле и августе отмечался рост, продажи коммерческой техники в августе остались практически на том же уровне, что и в июле: в прошлом месяце было продано всего на 43 грузовика больше, чем в позапрошлом.
По данным «Автостата», серьёзное сокращение рынка фиксируется практически по всем видам тяжёлой техники. Так, продажи седельных тягачей упали на 71%, самосвалов — на 68%, фургонов — на 61%, а бортовых версий — на 50%. При этом, по словам генерального директора агентства Сергея Целикова, относительно неплохо чувствует себя лишь сегмент спецтехники (падение только на 16%), где высока доля государственных и муниципальных заказов.
Из пятёрки наиболее популярных марок грузовиков хорошие (на фоне общего падения рынка) результаты показывает только отечественный КамАЗ — техника из Татарстана в прошлом месяце разошлась в количестве 1165 штук (–1%). Таким образом, российский автогигант практически вернулся к результатам прошлого года, заняв долю рынка в 32%. Китайские производители тяжёлой техники, входящие в топ-5, напротив, демонстрируют серьёзную отрицательную динамику.
При этом, как отметил генеральный директор «Автостата» Сергей Целиков, определённая часть продаж китайских грузовиков — это «техническая регистрация». По его словам, некоторые дилеры ставят машины на учёт на себя, чтобы в дальнейшем они не попали под возможные расширения регулирующими органами запрета на выпуск их в обращение.
Резкое снижение продаж тяжёлых грузовиков специалисты объясняют целым рядом факторов. Одной из причин, по мнению Сергея Удалова, являются рекордные продажи этой техники в предыдущие годы. Кроме того, на продажи сильное влияние по-прежнему оказывает высокая ключевая ставка, отмечает он.
Для восстановления спроса на грузовики необходимо возобновление крупных строительных проектов, уверен Антон Шапарин. Кроме того, этот сегмент автомобильного рынка особо нуждается в снижении ключевой ставки и введении мер господдержки, считает он.
Комментарий эксперта Кеплер