Сегмент коммерческого транспорта и спецтехники оказался в зоне наибольшего давления
01.10.2025
Сегмент коммерческого транспорта и спецтехники оказался в зоне наибольшего давления
В первом полугодии 2025 года объём проблемных активов лизинговых компаний в России достиг 490 млрд рублей, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с концом 2024 года. Доля обесценённых активов в структуре чистых инвестиций в лизинг выросла до 8,3%.

В первом полугодии 2025 года объём проблемных активов лизинговых компаний в России достиг 490 млрд рублей — это почти в 1,5 раза больше по сравнению с концом 2024 года. Доля обесцененных активов в структуре чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ) выросла до 8,3 %, увеличившись на 2,7 п. п.
Рост объёма проблемных активов объясняется сочетанием факторов: сохраняющаяся высокая ключевая ставка, снижение платёжеспособности клиентов, а также последствия агрессивного расширения портфелей в предшествующие годы.
На фоне ухудшения платёжной дисциплины доля имущества, изъятого из лизинга, увеличилась с 3,3 % до 5,5 %. Показатель просроченной задолженности более 90 дней (NPL90+) вырос до 2,8 % против 2,3 % годом ранее.
Крупнейшим источником проблем остаётся сегмент тяжёлых коммерческих автомобилей (HCV), который формирует порядка 64 % от общего объёма изъятой техники. В кейсе одной из крупнейших лизинговых компаний — «Европлана» — зафиксировано около 5 тыс. изъятий, из которых 40 % приходится на коммерческий транспорт, 30 % — на легковые автомобили, остальное — спецтехника и автобусы.
Причиной всплеска стало то, что значительная часть техники приобреталась в условиях дефицита и завышенных цен. При этом в 2025 году началась рыночная коррекция: снизились тарифы на перевозки, ухудшилось финансовое состояние заказчиков. Грузовые автомобили сохраняют относительно высокий спрос на вторичном рынке, в отличие от спецтехники, которую часто эксплуатируют до полного износа.
Несмотря на это, лизинговые компании адаптируются к новым условиям. В «Европлане» отмечают стабильность объёма изъятой техники и ежемесячную реализацию около 1 000 автомобилей. Во «Флит Автолизинге» пик изъятий пришёлся на II квартал 2025 года, но к осени темпы вернулись к уровням конца прошлого года. Аналогичную динамику подтверждают и в «Регион-Лизинге».
Тем не менее, аналитики полагают, что «пик проблемных активов» пока не пройден. Признаки стабилизации связаны в основном с ожиданиями снижения ключевой ставки. В «Интерлизинге» считают, что заметный эффект возможен лишь при ставке ниже 14–15 %, в то время как «Европлан» ожидает улучшения уже при 12 %.
Отрасль входит в фазу испытаний. Успешность адаптации будет зависеть от способности контролировать изъятия и эффективно управлять реализацией активов.
Источник: lognews.ru
Комментарий эксперта Кеплер