СОЖТ пожаловался на последствия отмены предельной дальности отгона пустых грузовых вагонов из портов
08.10.2025
СОЖТ пожаловался на последствия отмены предельной дальности отгона пустых грузовых вагонов из портов
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) выразил обеспокоенность последствиями отмены ограничений на перемещение пустых грузовых вагонов, указывая на злоупотребления со стороны РЖД.

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) обратился в Министерство транспорта РФ с жалобой на последствия отмены предельной дальности отгона пустых грузовых вагонов из портов. В письме, направленном исполнительным директором СОЖТ Игорем Санковским в середине сентября 2025 года, утверждается, что спустя три месяца после нововведения массовым стало перемещение порожняка на расстояние свыше 9 тысяч километров, а средняя дальность таких перевозок выросла в семь раз, пишет журнал «Эксперт».
Речь идёт об изменениях, внесённых в конце мая 2025 года в «Правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте». До этого предельная дальность эвакуации пустых вагонов составляла 1000 километров для портов Дальнего Востока и 500 километров для портов Северо-Запада и Юга. Отмена этого лимита привела к резким изменениям в статистике. Если в марте — мае большая часть вагонов перемещалась на расстояние до 500 километров, то в июне — августе на такие короткие дистанции эвакуировался уже только каждый третий вагон, а в августе — лишь 11%. При этом в летние месяцы массовыми стали случаи перегона на расстояние свыше 9 тысяч километров, тогда как весной не было зафиксировано ни одного случая перемещения дальше 5 тысяч километров.
Игорь Санковский называет такую практику злоупотреблением правом со стороны монополии. Он указывает, что длительные перевозки пустых вагонов противоречат собственным заявлениям РЖД о том, что сеть не предназначена для перевозок порожняка, а наличие таких перевозок снижает пропускную способность железных дорог. Кроме того, по мнению СОЖТ, эта ситуация дискредитирует усилия госкомпании по борьбе с профицитом вагонов, который РЖД оценивала в 400 тысяч единиц.
Эксперты отмечают, что проблема в наибольшей степени затронула самый массовый тип грузового подвижного состава — полувагоны, которые составляют 47% от общего парка в 1,4 миллиона единиц. Источник в одной из компаний-операторов предполагает, что РЖД таким образом компенсирует снижение доходов, поскольку перевозки порожняка уже занимают 21% в структуре выручки монополии.
В ответ на эти претензии представитель РЖД пояснил, что эвакуация порожних грузовых вагонов является вынужденной технологической мерой, позволяющей избежать затаривания припортовых станций. В компании подчёркивают, что увозить вагоны на дальние расстояния экономически невыгодно, поскольку тариф покрывает лишь около 60% затрат на организацию перевозки. Экономический эффект от эвакуации заключается в обеспечении ритмичности перевозок грузов и бесперебойности работы железной дороги и портов.
Минтранс поддерживает позицию перевозчика. В ведомстве заявили, что увеличение средней дальности перемещения порожних вагонов свидетельствует о рациональном распределении парка. По данным министерства, отмена лимита позволила в третьем квартале 2025 года ускорить оборот вагона на нескольких железных дорогах, включая Северную, Приволжскую и Свердловскую, а также увеличить выгрузку на припортовых станциях.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин выразил недоумение относительно мотивации РЖД. Он указал, что для перевозки порожняка на большие расстояния требуются локомотивы, бригады и пропускные способности. Эксперт также обратил внимание на возможный конфликт интересов, поскольку РЖД через свои дочерние компании ФГК и «РЖД Бизнес Актив» сама владеет парком вагонов и может влиять на рынок в своих интересах.
Для решения проблемы СОЖТ предлагает внести в нормативную базу защитные механизмы. В частности, союз предлагает обязать РЖД предоставлять доказательства отсутствия мест для отгона пустого вагона на ближайшие к порту станции, раскрывать данные о ёмкости путей станций для перемещения порожняка и возмещать убытки от принудительного перемещения вагонов в случаях необоснованного отказа в согласовании перевозки.
Напомним, Минтранс предложил исключить ограничения по расстоянию транспортировки порожних вагонов, которые простаивают без оформленных перевозочных документов с припортовых станций на станции перемещения ещё в феврале 2025 года.
Комментарий эксперта Кеплер