Сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном выросли в 1,8 раза

Сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном выросли в 1,8 раза

Новости / Сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном выросли в 1,8 раза
logirus.ru

30.09.2025

Сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном выросли в 1,8 раза

Задержки на границе связаны с ужесточением экспортного контроля Казахстаном и системными сбоями в работе электронной очереди.

Сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном за два с половиной года выросли в 1,8 раза, сообщается в обзоре «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, подготовленном совместно с ассоциацией АСМАП. К сентябрю 2025 года среднее время перевозки достигло 13–14 дней по сравнению с мартом 2023 года.

Президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов привёл конкретные примеры: перевозка из Алма-Аты в Москву теперь занимает 12–14 дней вместо прежних 7–9, а из Астаны в Санкт-Петербург — 14–16 дней вместо 8–10. Наиболее значительно сроки выросли на направлении Астана — Новосибирск, где доставка удлинилась с 5–7 до 10–14 дней, что эксперты связывают с перегруженностью пограничного перехода «Бугристое — Кайрак».

Основной причиной задержек стало ужесточение экспортного контроля Казахстаном в апреле 2023 года. Таможенные органы проводят досмотр 99% грузовиков, следующих в Россию. Ситуация дополнительно обострилась с 24 сентября, когда на нескольких пунктах пропуска, включая «Бугристое — Кайрак», фуры начали разворачивать без объяснения причин.

Параллельно бизнес сталкивается с системными сбоями в работе электронной очереди. На переходе «Бугристое — Кайрак» регулярно происходят потери или искажение данных при обработке и передаче информации. Пункты пропуска «Петухово — Жана-Жол» и «Веселоярск — Ауыл» испытывают хронические заторы из-за недостаточной инфраструктуры для оформления транспорта, нехватки безопасных стоянок и пунктов питания.

Очереди формируются и на российской стороне границы. Вадим Филатов сообщил, что с 19 сентября на пункте пропуска «Сагарчин — Жайсан» фуры простаивают в очередях, а на МАПП «Сырым — Маштаково» до 23 сентября грузовики вообще не пропускали. Сейчас транспорт пропускают по одному vehicle с полным досмотром, но крайне медленно — очереди достигают трёх километров в каждую сторону, а пересечение границы занимает от трёх до семи дней.

Дополнительную сложность создаёт продлённый мораторий на запрет перецепки и перегрузки иностранных полуприцепов перевозчиками из стран ЕАЭС. Александр Ларионов, руководитель представительства АСМАП в ЦФО, пояснил, что ограничение действует до 1 января 2026 года.

Вадим Филатов отметил, что за январь — август стоимость автоперевозок между Россией и Казахстаном выросла на 25% в годовом выражении. Новые заторы приведут к увеличению затрат на рейс ещё на 15% из-за дополнительного пробега, что создаст дополнительную нагрузку на конечного потребителя.

Министерство финансов Казахстана 30 июня предложило поправки в правила пересечения границы для грузового транспорта. «АвтоГрузЭкс» концептуально поддерживает законопроект, отмечая, что наибольшее влияние на рынок окажет норма блокировки учётной записи за недостоверные данные или неиспользование слотов электронной очереди, а также введение денежной гарантии в размере 78 640 тенге.

Для минимизации рисков эксперты предлагают предусмотреть гибкие условия — выделение квот для операторов сборных грузов, закрепить прозрачные критерии распределения приоритетных слотов на основе подтверждённого объёма перевозок и синхронизировать правила приоритетного пересечения границы с российской стороной.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!