Стагнация на рынке грузоперевозок в России
09.10.2025
Стагнация на рынке грузоперевозок в России
Выручка компаний по итогам 2025 года вырастет всего на 1% год к году из-за перераспределения грузопотока и падения спроса на лизинг грузовиков и их продаж.

Рынок грузоперевозок в России начал стагнировать. Выручка компаний по итогам 2025 года вырастет всего на 1% год к году, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на данные логистической компании ПЭК и агентства M.A.Research. В прошлом году рост доходов достигал 13%. Business FM спросила у представителей отрасли, как они оценивают текущую ситуацию.
В первом полугодии 2025 года выручка отрасли сократилась на 5%, при том что физические объёмы перевозок увеличились. Основные причины — перераспределение грузопотока, падение спроса на лизинг грузового автотранспорта и продаж грузовиков в целом. Кроме того, снижение ставок на фоне падения деловой активности, ослабления потребительского спроса и роста расходов отрасли.
Есть и вытекающие тренды, в частности, растёт доля сегмента кэптивных перевозок — это когда грузовладелец занимается транспортировкой грузов самостоятельно.
Business FM спросила грузоперевозчиков о состоянии и перспективах рынка:
- Генеральный директор международной логистической компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина: «На рынке очень много иностранных автомобилей китайского происхождения, которые приезжают в Российскую Федерацию и не платят ни налогов, никаких входящих тарифов, при этом у них другие условия и по лизингу, и по другим мероприятиям. Что касается покупки грузового автотранспорта, конечно, они имеют возможность демпинговать по ценам, так как на сегодня мы видим глобальное снижение импорта в Российскую Федерацию. У меня объём упал почти в два раза, если сравнивать с прошлым годом по импорту, хотя сейчас самый сезон. Мы должны привезти все новогодние товары, но в связи с этими безумными пробками на казахских границах, с бесконечными досмотрами, опять же с демпингом наших китайских партнёров, наши логистические компании, которые имеют в собственности грузовые автомобили, на сегодня находятся в плохом положении. Я считаю, что государство должно обратить внимание вообще на бизнес и оказывать поддержку в таких трудных ситуациях, когда отрасль просто погибает».
- Учредитель транспортно-логистической компании «VIG Транс» Игорь Ребельский: «Мы наблюдаем то, что предполагаемый рост объёма грузоперевозок и рост ставок в третьем и, предположительно, в четвёртом квартале, к сожалению, не произошёл. Ситуация особенно для малого и среднего бизнеса в этом сегменте плачевна. Это приводит к тому, что огромное количество автотранспорта, особенно для которого брали кредит, лизинговые платежи, сдаются обратно. Общаясь с крупными лизинговыми компаниями, мы видим, что объёмы транспортных средств, которые сдаются, действительно очень большие, площадки все забиты автотранспортом. Какие перспективы? Мы видим, что идёт охлаждение в экономике. Ставка сейчас немного снизилась, но пока мы не понимаем, какая будет тенденция, поэтому перспективы на самом деле туманные, особенно, если ориентироваться на то, что с Нового года мы можем увидеть рост налогов, снижение УСН, это будет ещё один негативный звоночек для нашей отрасли».
- Старший партнёр компании «Оптималог» Георгий Властопуло: «Если мы говорим о международной логистике, она стагнирует с начала года. Большинство логистических транспортных компаний испытывают серьёзное давление этого экономического спада. У нас просела выручка, просела прибыль, объёмы по отношению к 2024 году примерно от 15% до 25% в зависимости от направления. Падает европейское направление, продолжает падать турецкое направление, а китайское направление стагнирует, это нехорошие сигналы».
- Исполнительный директор «ТрансАзия логистикс» Кирилл Латинский: «Роста практически нет, тут нужно делать поправку на инфляцию. Потому что, если инфляция фактически по Росстату на уровне 10%, значит, падение на уровне 10%. Тут ключевой момент — размер ключевой ставки, когда она как раз-таки никоим образом не способствует деловой активности».
Эксперты отмечают, что сложившаяся ситуация может привести к уходу с рынка до 15% перевозчиков до конца 2025 года. В следующем году, по их мнению, можно ожидать восстановления рынка, но незначительного — выручка отрасли может увеличиться на 4% за счёт роста тарифов и консолидации рынка.
Комментарий эксперта Кеплер