Таможенные органы РФ предупреждают о рисках импорта через страны ЕАЭС
05.12.2025
Таможенные органы РФ предупреждают о рисках импорта через страны ЕАЭС
Таможенные органы РФ не могут идентифицировать и легализовать товары, изначально ввезённые в Беларусь или Киргизию, из-за низкого качества подготовки документов и различий в классификации в сопредельных государствах.
Таможенные органы РФ не могут идентифицировать и легализовать товары, изначально ввезённые, например, в Беларусь или Киргизию, из-за низкого качества подготовки документов и различий в классификации в сопредельных государствах. Это делает крайне рискованными схемы импорта через страны ЕАЭС без последующего прямого таможенного оформления в России. Об этом риске предупредил и. о. заместителя начальника Управления Центрального таможенного управления Сергей Беляев, выступая на круглом столе в «Деловой России».
Беляев привёл конкретный пример из практики контроля после выпуска. При проверке склада, где продаётся товар, купленный, например, «в Беларуси», у владельца может быть на руках договор купли-продажи и даже иностранная таможенная декларация. Однако если в этой декларации отсутствуют уникальные идентификационные признаки, позволяющие однозначно связать конкретный товар с конкретным таможенным выпуском, таможня не может признать его легально перемещённым. В этом случае инициируется процедура признания товара незаконно ввезённым: его изымают и помещают на склад временного хранения, а у владельца есть месяц на оформление. При этом запросы в таможенные органы страны первичного ввоза часто заканчиваются формальным ответом, который не позволяет провести идентификацию, констатировал Сергей Беляев.
Представитель ЦТУ подчеркнул, что Верховный суд РФ встал на позицию таможенных органов, возложив на предпринимателей полную ответственность и риск за доказывание легальности происхождения товара. В исключительных случаях, как отметил Беляев, российская таможня сама может найти следы декларирования в другой стране Союза, но это редкая практика. Основным барьером он назвал именно несовершенство документооборота и расхождения в подходах к классификации товаров на таможнях разных государств ЕАЭС.
В этой связи Беляев вновь обратился к бизнесу с рекомендацией переходить на прямые поставки в Российскую Федерацию, что позволяет сохранить контроль над товаром и статус декларанта. Он также детально разъяснил, как работать в условиях санкционных ограничений по расчётам. По его словам, даже при использовании схем с раздельными операциями и включении всех дополнительных издержек (включая агентские вознаграждения) в таможенную стоимость, эти расходы в итоге зачитываются в налоговом периоде при расчёте с ФНС. Таким образом, экономические аргументы в пользу серых схем, по мнению Сергея Беляева, теряют силу, а легальный прямой импорт становится управляемым и прогнозируемым.
В качестве выхода для компаний, уже столкнувшихся с проблемой «неидентифицируемых» товаров на складах, Беляев предложил стратегию добровольного взаимодействия с таможней. Если бизнес самостоятельно обращается в орган, таможня анализирует предоставленные документы. При относительно полном пакете назначается не длительная выездная проверка, а ускоренная процедура проверки документов и сведений. Это позволяет минимизировать издержки, особенно для критичной инфраструктуры, такой как установленное технологическое оборудование, которое невозможно демонтировать без ущерба. В таких случаях таможня готова рассмотреть возможность создания временной зоны контроля на месте и оформления товара в сжатые сроки, иногда в течение одного дня, чтобы избежать простоев, резюмировал эксперт.
Комментарий эксперта Кеплер