Турция вводит дорожный контроль иностранных грузовых автомобилей
30.09.2025
Турция вводит дорожный контроль иностранных грузовых автомобилей
С 30 сентября 2025 года в Турции начнут проверять разрешительные документы и соблюдение международных правил для иностранных грузовых автомобилей непосредственно на маршрутах следования.

С 30 сентября 2025 года Турция вводит дорожный контроль иностранных грузовых автомобилей, сообщили в IRU.
Новый механизм проверки разрешительных документов и соблюдения международных правил начнут применять непосредственно на маршрутах следования, а не только на пограничных пунктах пропуска. Власти объясняют это решение возросшей нагрузкой на границах, участившимися нарушениями при использовании разрешений ЕКМТ и общим курсом на цифровизацию.
До сих пор контроль транспортных документов, включая разрешения ЕКМТ и сопроводительные бумаги, проводился исключительно на пограничных пунктах пропуска или внутренних таможнях. Однако рост трафика и фиксация нарушений, например, передачи разрешений на другой транспорт после въезда в страну, потребовали новых подходов. Как подчёркивают в турецких ведомствах, новый механизм не создаёт дополнительных правил, а призван упростить процедуры на границе и обеспечить соблюдение существующих международных норм.
Ключевым изменением станет проведение выборочных дорожных проверок для иностранного транспорта, осуществляющего международные перевозки в Турцию, из Турции или транзитом. В случае выявления нарушений перевозчикам будут грозить административные штрафы.
Турецкие власти акцентируют внимание на нескольких критически важных требованиях:
- Внутренние перевозки (каботаж) иностранными транспортными средствами на территории Турции строго запрещены. Нарушителей этого правила ждёт значительный штраф, причём его размер будет увеличен в несколько раз за повторное нарушение в течение одного календарного года.
- Перевозчики обязаны иметь при себе оригиналы всех необходимых разрешений, соответствующих типу операции, на протяжении всей перевозки. Если документы представлены в электронном виде, они должны быть легко проверяемыми.
Верификация подлинности документов, в том числе по QR-коду через цифровую систему, станет обязательным элементом контроля.
Аналогичным образом, другие сопроводительные документы, такие как бортовой журнал или результаты технического осмотра для разрешений ЕКМТ, должны находиться на борту и предъявляться по первому требованию инспекторов. В разрешении обязательно должен быть указан регистрационный номер транспортного средства (номерной знак). Для многократных разрешений, которые могут использоваться разными грузовиками, информация о компании должна быть заполнена в строгом соответствии с международными соглашениями. Отсутствие номерного знака в документе и последующая передача разрешения другому автомобилю считается серьёзным нарушением и приведёт к штрафу.
Отдельно турецкие власти оговаривают, что разрешения должны быть выданы на имя компании, которая их использует, либо между владельцем разрешения и эксплуатантом должен быть заключён действующий договор. Транспортные средства без соответствующего разрешения не смогут покинуть страну до тех пор, пока не получат новый документ или не уплатят специальный сбор, размер которого определит Министерство транспорта Турции в своих подзаконных актах. Операции, требующие специального разрешения, но осуществляемые без него, также будут признаны административным правонарушением.
Напомним, за январь — июль 2024 года более половины или 55,7% всех инцидентов с российскими грузами пришлось на Турцию.
Комментарий эксперта Кеплер