Власти Казахстана усилили таможенный контроль на границе с Китаем и Россией
06.10.2025
Власти Казахстана усилили таможенный контроль на границе с Китаем и Россией
Новые меры контроля на границе Казахстана с Китаем и Россией привели к заторам и задержкам грузов. Эксперты сомневаются в эффективности этих мер для борьбы с серым импортом.

Власти Казахстана усилили таможенный контроль на границе с Китаем и Россией, что привело к значительным заторам и задержкам грузов. Но пока сложно однозначно оценить, приведут ли новые меры к системным изменениям для серого импорта, считает Михаил Дьяконов, учредитель и CEO логистической компании «Фрэйт Логистик Групп».
По словам эксперта, этот сегмент существует давно, и правительство Казахстана не демонстрировало последовательной борьбы с ним. Текущие шаги являются скорее сигналом — власти хотят усилить контроль и увеличить поступления в бюджет, ведь значительная часть грузов проходит без уплаты положенных пошлин. Однако эксперт полагает, что преждевременно говорить о начале реальной кампании по искоренению серого импорта. Если меры будут носить разовый характер, то после короткого спада объёмы нелегального ввоза могут вернуться к прежним показателям.
Непредсказуемость сроков доставки уже заставляет бизнес менять логистические схемы. Ряд компаний отказывается от маршрутов через Казахстан, опасаясь задержек, отметил Михаил Дьяконов. В предновогодний сезон, когда грузопоток традиционно возрастает, риск простоять несколько недель на границе становится неприемлемым. На волне новостей о заторах альтернативные маршруты через Монголию или напрямую через Забайкальск могут стать значительно востребованнее. Однако здесь кроется новая ловушка: массовая переориентация грузопотока способна создать дисбаланс, и вскоре перегрузка этих пунктов пропуска приведёт к аналогичным задержкам.
Что касается параллельного импорта, то новые правила на казахстанской границе не окажут на него прямого влияния. Если груз невозможно провести через Казахстан, его просто перенаправят по другим маршрутам. Таким образом, речь идёт не о сокращении товаропотока, а о временных сложностях в его распределении. Главный фактор, влияющий на объёмы параллельного импорта, — не таможенные новации Казахстана, а общее снижение внешнеторгового оборота с Китаем, резюмировал эксперт.
Напомним, сроки доставки грузов между Россией и Казахстаном за два с половиной года выросли в 1,8 раза. К сентябрю 2025 года среднее время перевозки достигло 13–14 дней по сравнению с мартом 2023 года.
Комментарий эксперта Кеплер