Внедрение беспилотных грузовиков в логистику: опыт компании «Лемана ПРО»

Внедрение беспилотных грузовиков в логистику: опыт компании «Лемана ПРО»

Новости / Внедрение беспилотных грузовиков в логистику: опыт компании «Лемана ПРО»
news.ati.su

08.10.2025

Внедрение беспилотных грузовиков в логистику: опыт компании «Лемана ПРО»

Директор по транспортной логистике компании «Лемана ПРО» Светлана Любовина рассказывает о старте проекта по использованию беспилотных грузовиков на маршруте Москва – Санкт-Петербург и его результатах.

Беспилотные технологии из футуристичной концепции стали реальностью. О том, как крупный российский DIY-ритейлер внедряет беспилотные грузовики, рассказывает директор по транспортной логистике компании «Лемана ПРО».

Почему «беспилотники»?

Светлана Любовина, директор по транспортной логистике компании «Лемана ПРО», выделяет ключевые проблемы отрасли, обуславливающие необходимость внедрения инноваций:

  • Острый дефицит кадров.
  • Рост операционных издержек.
  • Значительный рост спроса на доставку.

Для «Лемана ПРО» проблемы отрасли стали драйвером поиска инновационных путей, и наиболее перспективный из них — интеграция беспилотных грузовиков.

Старт проекта: Москва – Санкт-Петербург

Первый серьёзный эксперимент с беспилотными грузовиками стартовал на российском рынке в 2022 году. В 2024-м к проекту подключилась компания «Лемана ПРО». Для пилотного маршрута был выбран коридор Москва – Санкт-Петербург на трассе М-11 «Нева», которая стала первой в России, где официально запущен экспериментальный правовой режим (ЭПР) использования беспилотных грузовиков.

Трасса М-11 оснащена всей необходимой инфраструктурой: качественным дорожным покрытием, разметкой, стабильной связью и цифровым двойником — виртуальной моделью, обеспечивающей круглосуточный мониторинг и поддержку движения автономных грузовиков.

Как это работает: организация и расписание рейсов

В ежедневном режиме по маршруту курсирует четыре беспилотных грузовика — это 28 рейсов в неделю, около 122 рейсов в месяц. Рабочая цепочка беспилотного рейса выглядит так:

  1. На объекте (складе) производится загрузка прицепа товарами.
  2. Маневровый тягач с водителем доставляет гружёный прицеп до специализированного хаба — промежуточной логистической точки на трассе М-11, где происходит передача груза между обычным и беспилотным транспортом.
  3. В хабе выполняется перецепка: прицеп передаётся «беспилотнику», который далее ведёт груз по трассе в пункт назначения.
  4. По прибытии в пункт назначения происходит обратная перецепка: прицеп передаётся маневровому тягачу с водителем, который доставляет груз до конечной точки выгрузки.

Какие процессы требовали доработки

Внедрение беспилотного транспорта подразумевало переоценку и повторную настройку ряда процессов:

  • Технологическая интеграция.
  • Безопасность.

Главной трудностью стала первая реакция партнёров — недоверие к новой технологии. Некоторые поставщики опасались, что «беспилотник» может стать причиной ДТП. Компания проводила встречи, показывала, как работает система, даже организовывала экскурсии на хаб. Это помогло развеять сомнения.

Результаты — эффект для бизнеса

Экономические расчёты «Лемана ПРО» показывают, что использование «беспилотников» снижает расходы компании на перевозки примерно на 4 %. Скорость доставки увеличилась на 30 % по сравнению с обычными рейсами, что в среднем сокращает время транзита на 6–7 часов. При этом стабильность соблюдения графика повысилась: 98–99 % рейсов проходят в указанные временные окна благодаря прописанным нормативам загрузки, выгрузки, движения и операций в хабе.

Помимо экономии, проект получил положительный отклик и вызвал интерес у партнёров и сотрудников. Они высоко оценили инновационность и перспективность беспилотных грузоперевозок.

Перспективы беспилотных технологий в российской логистике

По данным Минтранса и операционных компаний, в 2025 году на трассе М-11 работают уже более 60 беспилотных грузовиков, а к концу года этот показатель возрастёт до 100 единиц. За 2024 год объём беспилотных перевозок вырос более чем в 8 раз, до 330 тыс. м³.

Результаты подтверждают технологическую и экономическую состоятельность направления:

  • Средняя скорость движения «беспилотников» на М-11 выше на 11 %, чем у классических грузовиков.
  • Расходы на топливо и износ комплектующих меньше на 10–14 %.
  • Простои автопарка, связанные с кадровым дефицитом, заметно снизились.

В ближайшие годы основной задачей станет масштабирование проекта на новые маршруты. Особенно востребованы направления, где инфраструктура для автономного движения будет дорабатываться. Например, гипотетический коридор на Казань.

Комментарий эксперта Кеплер

Поделиться новостью это легко!