Вызовы для операторов международных грузоперевозок в 2025 году
24.12.2025
Вызовы для операторов международных грузоперевозок в 2025 году
Операторы международных грузоперевозок столкнулись с рядом вызовов в 2025 году, включая ужесточение проверок на границах, рост транспортных тарифов, снижение объёмов грузопотока и падение маржинальности.
Для операторов международных грузоперевозок 2025 год стал непростым. Компании столкнулись с рядом вызовов: ужесточение проверок на границах, рост транспортных тарифов, снижение объёмов грузопотока и падение маржинальности.
Ситуацию усугубляют геополитическая напряжённость, общая инфляция, повышение налоговой нагрузки и переход на обязательные электронные накладные. Но и от следующего, 2026 года компании ожидают не меньше сложностей: игроки прогнозируют дальнейшую консолидацию рынка и удорожание логистических услуг.
Итогами года и прогнозами на следующий с Retail.ru поделились представители YM Trans Group, «Юнитрейд», ModernWay и Delko.
YM Trans Group: «Тренд года — последовательное вытеснение «серого» импорта. В 2026 году ожидаем консолидацию рынка».
Иван Грошев, директор по развитию логистической компании YM Trans Group: «В 2025 году у большинства экспедиторских и транспортных компаний существенно сократились объёмы перевозок, что напрямую повлияло на их маржинальность. Многие участники рынка, особенно те, кто несёт значительную лизинговую нагрузку, оказались на грани закрытия и возвращают технику лизинговым компаниям».
Ключевым трендом года стало последовательное вытеснение «серого» импорта. Это должно положительно повлиять на работу добросовестных компаний за счёт постепенного выравнивания условий для всех участников рынка и снижения конкурентного преимущества от использования «серых» схем.
Наиболее заметный спрос наблюдался на прямые автоперевозки из Китая в Россию. Это, фактически, единственный сегмент, где тарифы в высокий сезон выросли. Остальные виды грузоперевозок — морские, прямые железнодорожные сервисы и автомобильные с перегрузом «из машины в машину» — показали заметное снижение тарифов по сравнению с прошлым годом. Это напрямую связано с падением спроса.
В 2026 году, скорее всего, с рынка уйдут многие небольшие компании, которые не выдержат растущей нагрузки. Их клиенты перейдут к более благонадёжным и устойчивым перевозчикам.
«Юнитрейд»: «Маржинальность грузоперевозок в 2025 году снизилась. К весне 2026-го можем увидеть резкий скачок тарифов по всем видам транспорта».
Кирилл Лахин, руководитель отдела логистики АО «Юнитрейд»: «Если сравнивать 2024 и 2025 годы, общий вывод такой: по физическим объёмам рынок удалось удержать, однако экономически год оказался значительно сложнее».
На примере их компании — несмотря на то что количество заявок на перевозку грузов осталось на прошлогоднем уровне, общий тоннаж и кубатура перевезённых грузов увеличились на 8–12%.
Наиболее стабильным сегментом в 2025 году оставались авиаперевозки. Этот сервис меньше других зависит от ограничений на границах и полностью работает в «белой» зоне, что снижает риски задержек и нестабильности. При этом колебание ставок на перевозку на протяжении всего года было незначительным.
Номенклатура импортных грузов из Китая почти не изменилась: это по-прежнему электроника, фурнитура, запчасти, промышленное оборудование, комплектующие и одежда.
Что касается тарифов — если раньше можно было говорить об их относительной стабильности на протяжении квартала, то теперь по автомобильному и железнодорожному сервисам тарифы пересматриваются ежемесячно, а иногда и чаще.
Высокий сезон в 2025 году оказался мягче, чем в 2024 году: не было всплеска заявок и традиционного для этого периода ажиотажа по слотам. Импортёры стали планировать закупки более осторожно.
Что касается прогнозов на 2026 год, то в первом квартале ожидается стабилизация тарифов за счёт уменьшения спроса. Скорее всего, они зафиксируются на уровне текущих или скорректируются в сторону дисконта в пределах 5–10%. Однако целый ряд факторов говорит о том, что к весне можно увидеть резкий скачок тарифов по всем видам транспорта.
ModernWay: «В этом году объёмы импортных поставок из Китая снизились на 15–20%. Растущий сегмент рынка — каботаж».
Николай Ольшанский, генеральный директор оператора железнодорожных контейнерных поездов ModernWay: «Рынок контейнерных перевозок на направлении Китай — Россия — Китай, на котором наша компания в основном работает, в 2025 году переживает спад».
Позитивную динамику демонстрирует каботаж, особенно в портах Балтики, оставаясь одним из немногих растущих сегментов логистического рынка.
Delko: «Выросло число банкротств и возвратов техники лизинговым компаниям. В 2026 году тарифы на грузоперевозки могут увеличиться до 20%».
Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko: «В 2025 году автомобильная логистика работала в условиях снижения объёмов перевозок и роста издержек».
Рост затрат и снижение маржинальности привели к увеличению числа банкротств и массовым возвратам техники лизинговым компаниям.
В 2026 году на рынок существенно повлияет изменение налоговой нагрузки: НДС планируется повысить до 22%, будут отменены льготы по страховым взносам для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также снижен лимит доходов по УСН для освобождения от НДС.
Комментарий эксперта Кеплер